Общественный прогресс и регресс. Противоречивость прогресса.
В истории обществознания сложились два подхода к решению вопроса о направленности человеческой истории: пессимистический и оптимистический.
Пессимистический подход. Представители пессимистического подхода утверждают, что вистории господствует регресс, то есть такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
Идея регрессивного развития общества зародилась еще в древности. Древнегреческий поэт Гесиодразделил историю на пять веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. По Гесиоду, золотой век отличался высокой моралью, но от века к веку люди развращаются, в силу чего каждый последующий век оказывается хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный — железный — век, современный Гесиоду, демонстрирует полный развал нравственности.
В XX в. появилось много пессимистических теорий человеческой истории, в которых разрабатываются идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Как правило, идеи общественного рефесса разрабатываются в период глубоких социальных кризисов и потрясений.
Оптимистический подход. Представители оптимистического подхода исходят из того,что в истории господствует прогресс, то есть такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию.
Представление о профессии — направленном изменении к лучшему — также возникло в древности. Так, Древне - греческий философ Демокритделил историю общества на качественно различные периоды (прошедшее, настоящее, будущее), переход от которых характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей.
Но особое внимание проблемам общественного прогресса стали уделять в Новое время. Одним из первых идею общественного прогресса отчетливо сформулировал и обосновал французский философ XVIII в. М. Кондорсе. Он разделил историю на десять эпох, которые сменяют друг друга на основе совершенствования разума. Кондорсе считал, что исходным моментом прогресса является возможность развития познавательной способности человека.
Гегельвсемирную историю характеризовал как прогресс в сознании свободы. Он выделял восточную, греко-римскую и германскую фазы исторического развития. Восточная фаза выражает свободу одного (деспотизм), греко-римская — свободу некоторых (аристократия и демократия), германская — абсолютную свободу, всеобщую волю. Гегель не считал, что прогресс безграничен. Для него история заканчивается в Прусской монархии, которая является вершиной развития мировой истории.
Поступательное развитие общества. С точки зрения марксистской концепции развития общества, прогресс связан с развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением людей от гнета стихийных общественных сил и эксплуатации человека человеком. Общественно-экономические формации рассматривались как закономерные стадии поступательногопрогрессивного развития человечества.
Следует отметить, что большинство мыслителей признают динамическийхарактер функционирования общества и поступательное развитиеобщества от низших его состояний к высшим. Это видно из развития материального производства, науки, культуры, социальной структуры общества и его политической системы.
Поступательное развитие общества представляет собой сложный, многогранный и противоречивый процесс. Общество, как мы отмечали, — это сложная система, включающая ряд подсистем (экономическую, социальную, политическую и духовную) и элементов. Развитие общества как системы не означает, что все подсистемы развиваются одинаково. Напротив, развитие различных сторон общественной жизни совершается неравномерно. Часто прогресс в одних областях общественной жизни осуществляется на фоне регресса других областей. Случаи кризисов в тех или иных сферах общественной жизни, отдельные попятные движения не меняют общей направленности поступательного развития общества, т. е. общественный прогресс является доминирующей тенденцией развития общества.
Общественный прогресс по своей природе противоречив. Так, например, прогресс в развитии науки и техники наряду с положительными результатами имеет и негативные последствия: загрязнение природной среды радиоактивными и другими веществами, многочисленные нарушения экологического равновесия. Некоторые противоречия современного общественного прогресса связаны с несоответствием между технологической и духовно-нравственной сторонами деятельности человека. Имеют место углубление социального неравенства, многочисленные нарушения прав человека, проявления национализма, межнациональные конфликты.
Таким образом, общественный прогресс никогдане выступает в чистом виде. Его нельзя представить в виде относительно прямой линии. Он всегда сопряжен с попятным движением в определенном направлении, с утратой некоторой части возможного развития.
Критерии общественного прогресса. Противоречивый характер общественного прогресса ставит вопрос о его критериях. В истории философии существуют различные подходы к проблеме критериев общественного прогресса. Французские просветители критерием прогресса считали развитие разума и науки. Для социалистов-утопистов (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) критерием прогресса выступала мораль, нравственный принцип. Гегель считал, что критерием прогресса является степень раскрытия идеи человеческой свободы. Для Маркса критерием поступательного развития общества является уровень развития производительных сил.
Все эти критерии важны, но они применимы для измерения прогресса в отдельных сферах общественной жизни и недостаточны для характеристики всего прогрессивного
развития общества. Так, критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, критерий производительных сил — это критерий в экономической сфере.
Общий критерийдолжен свидетельствовать о степени совершенства всего общества как целостного организма и самого человека как субъекта истории. Общим критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности. Этот критерий указывает, что важнейшей ценностью и целью всего общественного развития является человек. В соответствии с этим выдвигаются такие интегративные показатели прогрессивного развития общества, как степень политической и экономической свободы, уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, средняя продолжительность жизни, состояние здоровья и т.д.
Таким образом, общественный прогресс направлен к гуманистическим ценностям и приоритетам.
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику основных трактовок социального детерминизма - механической, диалектической, вероятностной.
2. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории?
3. Что такое фатализм и волюнтаризм?
4. Почему широко распространено мнение, что цивилизационная и формационная концепции являются альтернативными? Возможно ли иное толкование?
5. Что такое прогресс в истории?
6. Чем отличаются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?
7. Почему чаще всего говорят о роли выдающихся личностей в истории и не обращают внимание на роль в ней каждой личности?
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Общество как объект философского анализа. Основные исследовательские программы.
2. Материальные производства. Социокультурная сущность труда.
3. Мир политической жизни человека и общества.
4. Социальная сфера общественной жизни. Социальное пространство и его составляющие.
5. Общественное сознание. Духовная жизнь общества.
6. Философия истории ее проблемное поле.
7. Источник, движущие силы и субъект исторического развития.
8. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации.
9. Модели исторического процесса.
10. Место России в мировом историческом потоке.
11. Философия культуры: основные стратегии.
12. Единство и многообразие культурного и исторического процесса.
13. Исторические формы отношения человека к природе.
14. Роль науки, информации и техники в развитии современного общества
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Антология мировой философии: В 4-х т. / Под ред. В.В. Соколова и др. — М., 1969-1972.
2. Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х т. — М., 1984. Т. 4.
3. Августин Аврелий. Исповедь. Петр. Абеляр. История моих бедствий / Сост. В.Л. Рабинович. — М., 1992. Кн. одиннадцатая.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. —М., 1989.
5. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1999.
- Булгаков СИ. Свет невечерний. — М., 1994. Отд. 3. Гл. III.
- Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.
8. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук // Соч.: В 3-х т. — М., 1971. Т. 3.
9. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1999.
10. Ивин А.А. Философия истории. – М.,2000.
11. История правовых и исторических учений. – М.,2004.
12. Макиавелли. Государь. - М., 1990.
- Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии 1994 № 4.
14.Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. – М., 2001.
15. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.
- Социальная философия / Под ред. Ю.В. Крянева, М.А. Кузнецова, Л.Е. Моториной — М.: Изд-во МАИ, 1996.
17. Социальные знания и социальные изменения. – М., 2001.
18. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1991.
- Франк С.Л. Духовные основы общества. — М., 1992.
- Философия культуры / Под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. — М.: Изд-во МАИ, 1993.
- Серебренко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен (в концепциях Н. Данилевского, О. Шпетлера, П. Сорокина // Философские науки. 1990. №8
Тема 6.2 Глобальные проблемы и будущее человечества.
- Современное общество и природа, характер взаимодействия
- Философия об общественном процессе, его содержании и противоречивом характере.
- Сущность глобальных проблем, их происхождение и пути решения. Взаимодействие цивилизации и сценарии будущего.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 3169;