Развитие демонстративной символизации в культуре

 

Постепенно любые властные структуры — от первобытных вождей до современных парламентов — обрастают многозвенной репрезенти­рующей символикой. Она включает детально разработанные церемо­ниалы, связанные с переходом властных полномочий из рук в руки, со встречами почетных гостей и с проводами соратников в последний путь. Сюда же относится весьма сложная подчас атрибутика гербов и зна­мен, декорирование празднеств и интерьеров, а также декорирование главных действующих лиц, о чем мы упоминали выше.

Эти традиции с поразительной универсальностью пронизывают ан­тичность и обнаруживаются в эпоху Средневековья, подчас до деталей совпадая с предшествующим опытом демонстративной символизации в культуре. Французский медиевист нашего времени Жорж Дюби сви­детельствует: «В соборе Бамберга сегодня хранится мантия, которую по великим праздникам надевал Генрих II. На ней вышиты изображения 12 созвездий и 12 домов зодиака... Император предстает перед своими потрясенными подданными облаченным в звездное небо, как бы утвер­ждая тем самым, что он является верховным повелителем времени, про­шедшего и будущего, повелителем ясной погоды, а следовательно, обиль­ного урожая, победителем голода, что он — гарант порядка...»13.

Сошлемся также на эпизод византийского Средневековья. Как изве­стно, церемониал при дворе византийских василевсов был одним из наиболее изощренных в Европе. Отсюда его особую пышность и тор­жественность заимствовали русские самодержцы. Вот что рассказыва­ет принцесса Анна Комнина во всемирно известном историческом тру­де «Алексиада»: «После того как был свергнут с трона Михаил Дука, его сын... Константин Порфирородный добровольно снял с себя багря­ные сандалии и надел обычные черные. Однако Никифор Вотаниат, ко­торый взял скипетру Дуки... приказал Константину снять черные сан­далии и надеть обувь из пестрых шелковых тканей; Никифор как бы совестился юноши и отдавал должное его красоте и роду. Он не хотел, чтобы сандалии Константина целиком блистали багрянцем, но допус­кал, чтобы багрянцем цвели отдельные кусочки»14.

Багряный цвет символизировал царское происхождение — отсюда и титулование Порфирородный, т. е. рожденный в помещении, все сте­ны которого затянуты багряными (порфирными) тканями. Но этот цвет символизировал также и реальную высшую власть, чего узурпатор уже не мог допустить применительно к недавнему наследнику престола, а ныне его неизбежному конкуренту.

Постоянное стремление демонстрировать окружающим свой соци­альный ранг, свои вкусы и пристрастия присущ не только правителям и их приближенным. Это общечеловеческое качество, о котором про­ницательно писал Жан-Жак Руссо: «...Человек общежительный всегда живет вне самого себя, он может жить лишь во мнении других; и одно это мнение дает ему, так сказать, ощущение его бытия...»15.

Разумеется, всеобщность подобных ориентации еще не означает их равновеликую обязательность для каждого человека. Но полагаем, что к большинству былых и ныне живущих людей суждение Руссо вполне применимо.

13 Дюби Ж. Европа в Средние века. — Смоленск, 1994. С. 17.

14 Комнина А. Алексиада. — Спб., 1996. С. 123.

15 Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. — СПб., 1907. С. 107.

 

 








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 545;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.