Схема оснований систематизации объектов судебной экспертизы и их характеристик
Основания систематизации | Виды объектов | |
Вид носителя информации | Предмет: непосредственное отображение; модель отображения | |
Роль носителя информации в процессе исследования | Исследуемый; образец для сравнения; эталон; сведения, относящиеся к предмету экспертизы | |
Место в процессе решения экспертной задачи | Конечный, промежуточный | |
Объем | Полнота | Полный, частичный |
Величина | Большие, средние, малые, микрообъекты | |
Множественность | Единичные, множественные | |
Информативность | Высокоинформативные, среднеинформативные, малоинформативные, непригодные | |
Состояние | Обычные (неизменные), частично измененные, измененные |
Не менее важным в общей теории судебной экспертизы является раздел, посвященный учению о свойствах и признаках объекта.
Свойство — это категория, присущая каждой вещи, и каждая вещь обладает большим или меньшим комплексом свойств. В задачу теории экспертизы каждого рода входит отобрать те свойства, которые могут быть изучены с применением специальных познаний, составляющих основу данной экспертизы.
Требования, которым должны отвечать свойства объекта, используемые при экспертном исследовании, зависят от класса задач, решаемых в данном случае. Так, для решения идентификационных задач существенно, обладает ли объект комплексом свойств, способных его индивидуализировать (обеспечить индивидуальную совокупность признаков). При установлении групповой принадлежности необходимо, чтобы свойства позволяли максимально сузить объем группы. Для решения диагностических задач важна избирательная изменчивость свойств, их реактивность, способность определенным способом реагировать на внешние и внутренние воздействия.
Говоря о проявлении свойств носителя информации, оперируют понятием признака. Признак выражает свойства вещи, это ее "знак", “примета". Свойство-—- это сущность вещи, признак — проявление этой сущности.
Очень важным моментом как общей, так и частных теорий в области судебной экспертизы является познание закономерностей проявления свойств в признаках и вариационность отображения признаков в носителях информации. Объясняется это тем, что большинство свойств познается при экспертном исследовании не непосредственно, а через изучение их признаков. Причем каждый носитель информации несет в себе комплекс свойств:своих собственных,воспринятых от отображаемого объекта, и свойств, возникших в результате самогомеханизмаотображения. Каждый из элементов этой триады способен влиять на два других, существенно видоизменяя отображение признаков, которые предстоит исследовать эксперту.,. Так, на информативность (выраженность) следов на пуле, образуемых от микрорельефа канала ствола, будут оказывать влияние: а) состояние самой пули как следовоспринимающего объекта (диаметр, наличие оболочки и ее вид, состояние поверхности и т. п.); б) состояние канала ствола как следообразующего объекта (степень изношенности, насыщенность микрорельефа, степень загрязненности, наличие смазки и т. д.); в) механизм следообразования (количество и качество порохового заряда, вид инициирующего состава).
В связи с тем, что объект экспертизы является, как правило, сложным системным образованием, множество его свойств и признаков имеют иерархически упорядоченную структуру. При этом свойства и признаки, используемые при исследовании, различаются по степени интегративности и доступности их для выявления и познания различными методами и средствами. С учетом характера признаков спектр применяемых методов располагается в диапазоне от органолептических (субъективных) и визуальных до аналитических, инструментальных, математических, компьютерных.
Отбору признаков для экспертного исследования, выбору для этого методов и методик, оценке признаков в определенной мере помогает та классификация, которая, принята в теории судебной экспертизы: 1) по происхождению —собственные и приобретенные; 2) природе —закономерные, и случайные; 3) длительности времени, в течение которого признак присущ объекту, —устойчивые и неустойчивые; 4) характеру,— качественные и количественные; 5) наличию связи с другими признаками— зависимые и независимые; 6) числу множества объектов, обладающих данными признаками, — родовые (групповые) ииндивидуализирующие; 7) значению в процессе познания —дифференцирующие, диагностические, идентификационные; 8) значимости —существенные и несущественные; 9) отношению к объекту— общие и частные.[172]
В качестве базовых свойств для систематизации признаков берут:
а) внешние свойства объектов, б) внутренние свойства и структуру объекта, в) функционально-динамические комплексы навыков.
К внешним свойствам относят пространственные границы объекта, его внешнее строение, рельеф поверхности.
Под внутренними свойствами объекта понимают его состав и структуру. В соответствии с естественнонаучной классификацией различают составы: элементный, молекулярный, фазовый и компонентный. Структуры объектов делят: по степени упорядоченности строения вещества — кристаллические, аморфные, жидкие, газообразные; по фазовому составу — твердые, жидкие, газообразные, а также гомогенные и гетерогенные тела.
Функционально-динамические комплексы (ФДК) навыков — явление психофизиологической природы. Носителем их является человек. Из числа навыков и систем навыков, формируемых у него в течение жизни, для целей судебной экспертизы наиболее значимыми являются навыки: письма, речи, ходьбы, печатания на пишущей машинке, вождения транспортного средства, шитья, манера курения и т. п. Исследуемые экспертизами различных родов, ФДК указанных навыков используются при решении как идентификационных, так и диагностических задач.
Как отмечалось ранее, сущность экспертизы заключается в исследовании обстоятельств дела на основе специальных познаний. Наличие таких познаний является необходимым условием привлечения лица к производству экспертизы. Поэтому понятию "специальные познания" уделено значительное место в общей теории судебной экспертизы, раскрыто его содержание, проанализированы причины и условия его формирования.
Специальные познания могут быть охарактеризованы как теоретическая база, обеспечивающая решение задач данного рода экспертизы, включающая в себя основополагающие знания данной специальности и методы, привлекаемые из различных научных областей для проведения необходимых исследований. Специальные познания являются основой, на которой формируется компетенция и компетентность судебного эксперта[173].
Специальные познания судебного эксперта формируются, как правило, за счет трансформации сведений из различных областей одной или нескольких наук. Так, криминалистическое отождествление по чертам внешности базируется на данных таких наук, как: анатомия, топографическая анатомия, антропология, криминалистика; судебная баллистика — на военных науках — внешней и внутренней баллистике, материальной части оружия, криминалистика; дактилоскопия — на анатомии, биологии, гистологии, криминалистике.
А. И. Винбергом была предложена следующая схема: материнские науки (базовые) — предметная (специализированная) наука (как трансформированное знание) — судебная экспертиза (реализация специального знания для решения экспертной задачи)[174]. Примером таких построений являются: медицина — судебная медицина — судебно-медицинская экспертиза или общая психиатрия — судебная психиатрия — судебно-психиатрическая экспертиза. Однако приведенная схема отнюдь не обязательна для всех родов экспертиз, часть из которых осуществляется непосредственно на основе базовой науки: судебная строительно-техническая, судебно-бухгалтерская и т. п.
Специальные познания не являются категорией неизменной. Они постоянно совершенствуются как за счет их трансформации, так и за счет приращения. При этом и то, и другое может касаться любого из элементов цепочки: предмет — объект — задача — методы исследования. Увеличение знания по предмету экспертизы способствует появлению новых экспертиз, выделению их в самостоятельные. Так, на базе исследования признаков письменной речи из судебно-почерковедческой экспертизы выделилась судебно-автороведческая; из судебно-балистической — взрывотехническая и т. д. Приращение специальных познаний об объектах экспертизы увеличивает возможности их исследования, способствует появлению новых объектов. Так, в трасологии появились новые объекты: следы-отображения участков кожи лица (головы), не имеющих папиллярных узоров (следы губ, ушной раковины, лба, носа). Трансформация имеющихся и появление новых методов (методик) способствует новым возможностям исследования традиционных объектов экспертизы или появлению новых объектов. И, конечно, подобное развитие специального знания всегда направлено на то, чтобы увеличить количество и объем задач, решаемых данной экспертизой.
В общей теории судебной экспертизы раскрываются такие ключевые понятия, как субъекты судебно-экспертной деятельности, системные связи между ними, особенности экспертной деятельности, профессиональные качества судебного эксперта, т. е. инфраструктура этой деятельности.
Судебно-экспертная деятельность представляет собой систему действий и связанных с ними правоотношений, осуществляемых в процессе судопроизводства уполномоченными на то государственными органами и лицами по назначению, организации и производству судебных экспертиз.
В соответствии с этой трактовкой субъектами рассматриваемой деятельности являются:
лица, имеющие право назначать экспертизу, — суд, судья, дознаватель, следователь, прокурор и
лица (организации), осуществляющие производство судебных экспертиз, — судебные эксперты и судебно-экспертные учреждения.[175] Основное внимание в этой части общей теории уделено, естественно, фигуре судебного эксперта, его профессиональным, психофизиологическим и нравственным качествам.
Специализация в области судебно-экспертной деятельности должна включать: высокий уровень общего развития судебного эксперта, образованность, эрудицию.
В общей структуре личности судебного эксперта можно выделить четыре подструктуры, дающие, представление о требованиях, предъявляемых к судебному эксперту.
В первую входят социально обусловленные черты: направленность личности, ее ориентация, моральные качества. Эта подструктура "формируется путем воспитания, в том числе самовоспитания. Она призвана отражать общественное, "сознание”, включать понимание экспертом общественного, правового характера его деятельности, меру его ответственности за принимаемые решения.
Вторая подструктура касается аккумуляции опыта. Она включает в себя знания, навыки, привычки. Всё это концентрируется в процессе обучения, воспитания и в некоторой степени детерминируется психофизиологическими свойствами человека. О формировании и постоянном увеличении профессиональных знаний у эксперта говорилось ранее. Что касается навыков, то судебный эксперт должен обладать достаточно развитыми сенсорными навыками[176], предопределяющими быстроту и точность восприятия световой, звуковой и прочих видов информации; моторными навыками для работы на сложных приборах, для манипуляции с объектами в процессе исследования.
Сочетание навыков и профессиональных знаний должно порождать определенные умения[177]. Одни из них реализуются в мыслительной деятельности, другие — в операциональной. У опытного судебного эксперта должна быть развита специфическая наблюдательность, позволяющая ему быстро, точно и избирательно воспринимать такие признаки объекта, как форма, величина, рельеф, расположение деталей и т. д.
Развитое экспертное мышление отличается способностью охватить всю имеющуюся информацию как единое целое, сопоставить ее с хранящимися в памяти аналогами, подключить к этой операции весь свой практический опыт. Иными словами, он должен иметь развитое эвристическое, наглядно-образное, логическое и критическое мышление, обладать такими качествами, как распределение, переключение и концентрация внимания.
Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности психической деятельности — восприятие, ощущение, мышление, память, чувства, эмоции.
Эксперт должен обладать как оперативной, так и долговременной памятью; как вербальной, так и наглядно-образной. На этой основе развивается способность быстрого запоминания, длительного сохранения и точного воспроизведения признаков объекта на любом этапе экспертного исследования.
Среди психофизиологических качеств судебного эксперта следует назвать и эмоциональную уравновешенность, способность к сосредоточению, психическую выносливость, способность оперативно переключаться с одного задания на другое и т. п.
Четвертая подструктура включает психофизиологические особенности личности, обусловленные типом высшей нервной деятельности
(холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). Это темперамент эксперта, который он должен учитывать, развивая положительные свойства и подавляя отрицательные.
И, наконец, в общей теории судебной экспертизы значительное внимание уделено технологии исследования, алгоритмизированному и эвристическому решениям экспертных задач, использованию различных методов и методик, логике исследования и даче заключения, формированию внутренней убежденности эксперта.
В тесной связи с этими вопросами в теории рассмотрены проблемы информационного обеспечения: создание программных комплексов для компьютерного решения экспертных задач, автоматизированного рабочего места (АРМ).
Дата добавления: 2015-09-02; просмотров: 722;