Сравнительная степень
Вариантные формы с суффиксами-ееи-ей(глупее – глупей)различаются в употреблении. Форма с суффиксом-ей употребляется преимущественно в разговорной речи, а также в поэзии: "Стала забывчивей всех забывчивых. Тихо плывут года" (А.Ахм.).
Синонимичные формы типа полнее и более полный, глубже и более глубокий различаются стилистически. Синтетические формы являются стилистически нейтральными, их употребление возможно в любом стиле речи. Аналитические формы придают речи оттенок книжности, поэтому чаще они употребляются в книжно-письменных текстах: "... Было весьма полезно подвергнуть как можно более тщательному анализу наши представления о добре, образно говоря, перебрать гардероб и посмотреть, что из одежд приходится незнакомцу впору" (И.Бр.). Синтетические формы с приставкойпо- имеют разговорный характер: "Вариант попроще, подемократичней – "Трагедия в стиле рок" Савы Кулиша, фильм, в котором, по остроумному определению критика Виктора Матизена, нет ни трагедии, ни стиля, ни рока" (Лит. газ. 1989. 24 мая). Встречающееся иногда не только в устно-разговорной речи, но даже на страницах газет объединение синтетической и аналитической форм сравнительной степени (более лучше, более слабее) является грубым нарушением нормы литературного языка: "Уже сейчас надо подумать о более лучшей [следует: более хорошей или просто лучшей, без слова более] пастьбе животных" ('Авангард').
И синтетическая и аналитическая формы сравнительной степени выступают в предложении и в роли определения, и в роли именной части сказуемого (как вообще прилагательные). Однако, как отмечается в современной справочной литературе*, в функции определения чаще встречается аналитическая форма. Например: "Я прекрасно знаю, что в Москву приезжают за продуктами миллионы людей, но не меньше приезжают в поисках правды, справедливости. Я твердо убежден, что гораздо более глубокие раны в душе человека оставляют унижение и беззаконие, чем отсутствие колбасы" (Сов. культ. 1989. 15 июня); "Можно спорить о том, что у Фаворского "лучше": "Книга Руфь" 20-х годов... или "Гамлет" 1940-го – быть может, более традиционный по форме, но пронизанный таким трагизмом, такой болью за человека, каких достигали лишь самые значительные создания искусства XX века" (Сов. культ. 1989. 5 авг.). Необходимо иметь в виду, что если определяемое существительное стоит в косвенном падеже, то единственно употребимой является аналитическая форма. Например: "Внимательно рассматривая разбираемую рукопись, можно заметить на ней новые поправки... Эти поправки... указывают на желание Пушкина извлечь из четырех строф совсем иную редакцию стихотворения, более интимную, пожалуй, чем печатная..." (С. Бонди). Очевидно, что здесь замена аналитической формы на синтетическую невозможна.
См.: Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 1976. С.233,235.
Синтетическую форму чаще можно встретить в роли сказуемого, особенно в тех случаях, когда этих сказуемых несколько: "На подкладку выбрали коленкору, но такого добротного и плотного, который, по словам Петровича, был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитой" (Гог.); "Общество сделалось еще многолюднее и занимательнее, когда переведена была сюда квартира бригадного генерала" (Гог.).
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 536;