Желудочно-кишечные заболевания
Психосоматика пищевого поведения представлена в широком круге заболеваний. Стиль питания есть отражение эмоциональных потребностей и душевного состояния человека. Удовлетворение голода вызывает ощущение защищенности и хорошего самочувствия. Во время кормления ребенок ощущает утешение телесного неблагополучия. Кожный контакт с теплым материнским телом при питании дарит младенцу ощущение того, что он любим. Прием пищи находится не только в тесной связи с потребностью в любовной заботе, но является также коммуникативным процессом.
Нервная анорексия. Считается, что по личностной структуре женщины с анорексией оказываются не готовыми к своей зрелости. Провоцирующей ситуацией для нарушенного пищевого поведения нередко является первый эротический опыт, который воспринимается как угрожающий, или страх расставания, которые могут активизироваться вследствие смерти, разводов или ухода близких из семьи. Нервная анорексия является, однако, не только борьбой против созревания женской сексуальности. Это также попытка защиты от взросления в целом на основе чувства бессилия перед лицом нарастающих ожиданий мира взрослых. Для семей с больными анорексией описаны также такие поведенческие характеристики, как чрезмерная заботливость, избегание конфликтов, вовлеченность детей в родительские конфликты.
В целом в семьях часто доминирует женский авторитет, будь это мать или бабушка. Отцы находятся по большей части вне эмоционального поля, так как явно или скрыто подавляются матерями. Это снижает их «ценность», воспринимаемую семьей, на что они реагируют дальнейшим «уходом», а это, в свою очередь, дает простор для дальнейшего развертывания доминирующих позиций матери или бабушки.
Булимия. Как и нервная анорексия, булимия проявляется преимущественно у женщин. Ведущая симптоматика: частое появление очерченных во времени приступов переедания, активный контроль веса путем частых рвот или использования слабительных.
Структура личности пациенток с булимией так же неоднозначна, как и при анорексии. Отношения в семьях отмечены высокой конфликтностью и импульсивностью, слабыми связями между членами семьи, высоким уровнем жизненного стресса и малоуспешным проблемно-решающим поведением при высоком уровне ожиданий социального успеха.
Булимики обычно перфекционисты (т.е. стремятся все делать на "отлично"), склонны к унынию, депрессии, навязчивым мыслям или действиям. Они импульсивны, хаотичны, готовы рисковать; имеют низкую и неустойчивую самооценку; не удовлетворены собственным телом. Они ставят перед собой нереалистичные цели и впадают в отчаяние, когда этих целей не удается достичь. Свои личные отношения они также строят по "булимической" схеме: пылкое увлечение - резкий разрыв. Как правило, они имеют неприятные детские воспоминания, связанные с приемом пищи (еда как наказание, насильственное кормление, скандалы и т.п.).
Язвенная болезнь желудка. В основе заболевания лежит конфликт между желаниями: желание получить путем пассивного питания любовь и внимание вступают в конфликт с возросшим "Я". Желания, которые на межличностном уровне означают безопасность, близость, любовь, заботу, а на уровне еды состояние накормленности, могут отвергаться по двум причинам: из-за внутренней амбивалентности посредством активности, честолюбия, самоутверждения или вследствие перегрузки себя работой, самостоятельностью и ответственностью.
Запоры. Поводом для запора могут стать различные виды отказа, такие как тяжелое разочарование, чувство отверженности, потеря близких людей, изменение места работы, безработица и др. У детей с запорами описаны следующие общие признаки.
1. Все дети проявляют выраженные страхи, преимущественно страх потери, разлуки с матерью, сна в одиночестве, что означает для них катастрофу.
2. Дети демонстрируют притязания на власть: боязливое, неуверенное поведение у них быстро превращается в поведение господства над боязливой матерью.
3. Дети обнаруживают нарушения питания, рвоту, отсутствие аппетита, неумеренность во всем. Но и здесь в основе лежит страх утраты объекта, страх перед задачей обладания.
Личность, склонная к запорам, обнаруживает так называемую анальную триаду Фрейда: упрямство - любовь к порядку - бережливость.
Как причинная семейная ситуация обычно описывается ситуация детства со строгой матерью, которая очень требовательна к детям в отношении дарения и получения подарков. Все, что они сами получают в подарок, они должны в соответствии с требованиями родителей тут же разделить с другими. С представлениями о самоотдаче связываются фантазии о собственных обязанностях, что приводит к устойчивым защитным формам поведения. Поскольку такие люди ничего не могут себе позволить, для них страх утраты становится тем более угрожающим. Ф. Александер следующим образом обозначил их установку: "Я ничего не могу ожидать от других и поэтому могу им ничего не давать, я должен удержать то, что у меня есть".
Хронический запор в детстве следует понимать как протестную реакцию.
Эмоциональная диарея. Речь идет о более или менее осознанно пережитой ситуации страха и повышенных требованиях со стороны окружающих. Собственная беспомощность перед задачей или лицом, ее поставившим, подчиненность и самоотречение занимают место осознанного поведения и уверенности в своих возможностях. Александер писал о хронической диарее: "Относящийся к симптому вытесненный психологический фактор - это сильная потребность дарить и делать добро. Больной чувствует, что должен компенсировать все, что получил. Но вместо реального действия он успокаивает свою совесть этой инфантильной формой подарка - содержимым своего кишечника".
Несамостоятельное поведение больных с поносами, их склонность все отдать являются выражением страха, но это можно интерпретировать также как подчиненность перед более сильным.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 660;