ГЛАВА 2. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО АНТИЧНОГО МИРА

 

Керамика. «Античный» в переводе с латинского означает «древний». Но тем не менее это другой древний мир. Это сле­дующий шаг, этап развития человечества. Здесь мы встречаем две яркие культуры: Древнюю Грецию и Древний Рим. Эти культуры за достаточно короткий промежуток времени совер­шили качественный скачок не только в науке, государствен­ности, но и в искусстве. Много открытий было сделано и в области декоративно-прикладного искусства. В частности, стремительное развитие получило гончарное искусство. Пре­жде всего мастера глиняного дела стали использовать гончар­ный круг. Такое нововведение позволило разнообразить геометрическую форму керамического изделия, а также уве­личить количество производимых изделий. Об этом свиде­тельствуют многочисленные археологические находки. Эта керамика демонстрирует эстетику целесообразности. Любой вид или тип греческой вазы или посуды имел свое предназна­чение, и это предназначение было не только выявлено в фор­ме предмета, в его моделировке, но и определялось в зримых эстетических качествах. Немаловажным в керамическом ис­кусстве является и то, что называется «чернофигурная» и «краснофигурная» керамика. Это различные приемы нанесе­ния орнаментальных композиций на поверхность глиняного сосуда. Не меньшего успеха достигли античные мастера и в ювелирном искусстве.

Греки знали рамочно-филеночную вязку, гнутье древесины с помощью пара, начали разрабатывать технику изготовления шпона и интарсию. Греческая мебель имела четкую конструк­цию, отвечавшую свойствам материала. Формы свидетельство­вали о высоком художественном чутье, о способности нахо­дить своеобразные средства выражения, не заимствованные из архитектуры. Известно, что важное место в греческом общест­ве занимали художественные профессии. Ремесло было неот­делимо от художества. Само изобразительное искусство счита­лось одним из видов ремесла. Прославленные художники за­нимались мелкой пластикой, бытовая керамика расписывалась искуснейшими вазописцами. Для всего греческого искусства было характерно гармоничное сочетание жизнеподобия и меры, т. е. живой чувственной непосредственности и рацио­нальной конструктивности. Секрет в их слиянии, взаимопро­никновении, которое оставалось недоступным для многочис­ленных позднейших подражателей.

Металл. Принципы древнегреческого искусства видны и в ювелирном деле. Ювелирам Древней Греции были известны многие способы обработки металлов: ковка, литье (в том чис­ле по выплавляемым моделям), чеканка (в том числе выко­лотка изнутри), гравировка и резьба, а также техника фили­грани, эмалирования. Золотые изделия древних греков пред­стают уже более сложными конструктивно, более яркими в декоре и затейливыми по форме. В моде филигранные, деко­рированные эмалью и зернью ожерелья: гибкие, легкие, гар­монирующие со свободно падающими складками одежды. Для классического древнегреческого ювелирного искусства (V—IV вв. до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, а в эллинистиче­ском и древнеримском искусстве возобновился интерес к звучной полихромии. В изменении стиля ювелирного искус­ства античного периода сыграли свою роль походы Александ­ра Македонского, в ходе которых греки близко познакоми­лись с искусством стран Востока, оказав, в свою очередь, за­метное влияние на искусство скифов и сарматов.

Орнамент. Древнегреческое орнаментальное искусство из­вестно в двух основных дошедших до нас формах: вазописи и архитектурном декоре. Так называемый протогеометрический стиль отразил период первоначального становления художе­ственного образа мира в греческой вазописи. Это декор в виде элементарных универсальных мотивов, волнообразных, концентрических кругов. Вазы геометрического стиля являют собой следующий уровень греческой орнаментики с членени­ем росписи на множество ярусов. Идея непрерывного, беско­нечного движения стала основополагающей, воплотившись в мотиве линейного меандра. Ориентальный стиль древнегре­ческой вазописи (середина VIII—VII вв. до н. э.) был обу­словлен активным образованием греческих колоний, многие из которых возникли в Малой Азии, благодаря чему грече­ская культура пришла в близкое соприкосновение с Древним Востоком, прежде всего с Месопотамией. В вазопись стали проникать восточные мотивы. Орнамент обогатился крупны­ми фигурами восточной, а затем и греческой мифологии с мощной, объемной лепкой. В архаический период орнамент переживает высокий подъем, когда происходит освоение вос­точного влияния и выработка собственного почерка. Линей­ный орнамент, который для греческого декора становится ве­дущим, уже в архаику приобретает новое качество, получив­шее дальнейшее совершенное развитие в классике. Вместо однообразного чередования меандров, ромбов, треугольников под влиянием Востока возникает композиция из двух чере­дующихся элементов, что является отображением более раз­витых мифологических представлений. Вместо меандра веду­щее место начинает занимать пальметта. Орнамент Древней Греции смог в наиболее полном и законченном виде художе­ственно выразить главную идею греческой культуры — идею гармонии. Вместо монотонного бесконечного движения, от­ражаемого мотивом линейного меандра в гомеровскую эпоху, в период высокой классики, появляется художественно обла­гороженная, гениальная по простоте и выразительности идея гармоничного, поступательного движения. Греческая орна­ментика стала завершением длительного предшествующего этапа эволюции орнамента от непосредственно-конкретной формы, отражающей мироустройство, до обобщенно-поэти­ческой формулы, окончательно преобразовавшей буквально- наглядный образ в образ пластически художественного совер­шенства. В греческом орнаменте главным сокровищем явля­ется именно выработанная здесь гармония ритма и мотива, т. е. органичное единство его формы и содержания.

Огромные территории, колонии и поселения от Атланти­ки до северного побережья Черного моря, давали возмож­ность как распространять свое искусство, так и впитывать традиции других культур и народов. Подобное взаимопро­никновение культур давало великолепные образцы. Соедине­ние культур Средиземноморья и восточных земель создало уникальную культуру сарматов и скифов в IV в. до нашей эры. По сей день образцы ювелирных изделий этих народов поражают как сложностью исполнения, так и чувством меры, гармонии сочетания элементов и великолепием орнаменталь­ных мотивов или сочетаний материалов. Эллинистический мир привнес в эти культуры искусство торевтики, т. е. чекан­ки. Восточные корни — любовь к цвету, которая выражалась в обилии использования драгоценных камней, — также ха­рактерны для этих культур. Одним из излюбленных материа­лов была бирюза, которая символизировала кости тех людей, которые умерли от любви (персидское поверье). Тем не менее для скифо-сарматской культуры характерна полихромия. Рас­пространенными изделиями были те, в украшении которых участвовали несколько камней разного цвета одновременно. Любовь к золоту и серебру была не менее трепетной, чем в культурах Египта и Месопотамии. Народы античного мира политеистичны, отсюда столь похожее отношение к этим ме­таллам разных культурных традиций.

Металл. Ювелирные украшения скифов — шейные обру­чи-гривны, браслеты, перстни — согласно религиозным представлениям этого народа несли в себе охранительное на­чало, а основным их изобразительным мотивом была тема животных, точнее, фигурки животных. Более других почита­лись олени, пантеры; животные, как правило, показывались гротескно, в движении (бег, борьба, прыжки). Развился ха­рактерный для них «звериный» стиль, выраженный в преоб­ладании животных мотивов и монохромной (без отделки кам­нями) технике. Скифский костюм, во всяком случае у тех, кто мог это себе позволить, был богато отделан вышивками и металлическими накладками. Иногда пояса украшались золо­тыми бляшками в «зверином» стиле. По торжественным слу­чаям скифы надевали полный набор сверкающих золотых украшений: головные уборы, подвески, серьги, кольца и браслеты. Одежды и прически закалывались декоративными булавками. Костюм скифского вождя (IV в. до н. э.) был рас­шит бляшками в виде фигурок оленя. На руки надевали золо­тые пластинчатые браслеты. В V—IV вв. до н. э., когда куль­тура скифов достигла расцвета, страсть к золоту начала соче­таться с интересом к искусству эллинских мастеров, живших в колониях на северном побережье Черного моря. Поэтому многие скифские украшения вышли из рук греков. Однако при этом они неизменно отражают скифские мотивы: сцены из быта кочевников или динамичные изображения животных, неотъемлемой части жизни степей. Полные энергии стилизо­ванные львы и гепарды, кони и олени создают загадочную символику, не лишенную магической направленности: они должны были одновременно охранять своего владельца от зла и придавать ему жизненной силы.

Искусство «звериного» стиля распространилось на огром­ной территории, какой не знало ни одно другое искусство: от Черного моря до Балтики, от Великой Китайской стены до Центральной Европы, а после варварских нашествий на Рим — до берегов Атлантического океана и даже за пределы нашего континента. Произошло столкновение двух начал, друг другу противостоявших. С одной стороны, остатки вели­кой художественной культуры античности, некогда расцве­тавшей в прославлении человека как наиболее достойного объекта всего художественного творчества, светлой в своем восприятии мира и его преображении. С другой — художест­венное творчество, рожденное не земледельческой цивилиза­цией (как в Египте или Элладе), а мятущееся, неуемное, по­добное самой жизни на степных просторах. В этом творчестве почти отсутствовало изображение человека, ибо главное — это звериный образ, рожденный древней охотничьей темой и страхом перед неотвратимой судьбой. Причем порой этот об­раз видоизменялся так, что когтистая лапа, клюв или злове­щий оскал вмещались в некий ленточный узор без начала и без конца, уже ничего не выражающий, кроме собственной взрывчатой энергии, неведомо куда устремленной. Это искус­ство пришлось по душе и населявшим Европу кельтам, про­буждая в них их собственное далекое прошлое: так называе­мую латенскую культуру (VI—II вв. до н. э.), в которой фор­мы зверей и растений уже растворились в орнаменте.

Между IV и III вв. до н. э. германские племена готов и пришельцы из глубины Азии — гунны — начали беспокоить Римскую империю на ее восточных рубежах. По словам со­временника, они города «сжигали ради золота». Вестготы, остготы или гунны, напав на имперский город, грабили его до тех пор, пока хватало сил увезти добычу. Все эти племена имели собственных искусных ювелиров. Излюбленной техни­кой златокузнецов у готов и гуннов была пайка тонких золо­тых пластин с зернью и полудрагоценными камнями в пере­городчатой оправе. На отделку шли сапфиры, сердолики, гра­наты, разновидность последних — альмандины, а также цветное стекло; чем крупнее были камни, тем ценнее счита­лось изделие. Остготские мастера также владели техникой инкрустации. Родственные скифам сарматы изображали жи­вотных более схематично, дополняли декор геометрической орнаментикой, большим количеством драгоценных камней, цветного стекла в виде кабошонов или зернышек, вставлен­ных в уши или на бедрах животных; заполированные как еди­ное целое с золотой поверхностью вставки выглядят утоплен­ными в золото. Таким образом, гуннская эпоха была не толь­ко эпохой великого переселения народов, она стала временем зарождения нового стиля, пришедшего на смену «звериному».

Мы называем этот стиль «полихромным», и его основа — многоцветность — достигается различными техническими и художественными средствами. Изделия становятся более многогранными художественно как в композиционном, так и в техническом плане. Различные материалы, из которых соз­даются полихромные украшения (краски, камень, эмаль), и техника (расположение вставок в наполненных гнездах, в уг­лублениях, в перегородках, роспись красками по гладкой по­верхности или заполнение краской резного орнамента и т. д.), разнообразные комбинации технических и художест­венных приемов являются непременными элементами разно­видностей полихромного типа. Полихромные украшения гуннской эпохи обнаружены во многих странах Европы в Польше, Румынии, Чехии, Словакии, Венгрии, Германии, на территории бывшей Югославии, что связано с движением на запад гуннов и других варварских племен готов, сарматов, аланов. В Западной Европе варварская полихромия получила свое дальнейшее развитие.

В гуннскую эпоху распространены пряжки с квадратным или прямоугольным основанием из сложенной вдвое бронзо­вой пластины, обтянутой золотой фольгой. В начале VI в. вестготские вожди на поясах своих рубах носили пряжки из бронзы с позолотой. Отделка прямоугольной пластинки ука­зывала на знатность и богатство. Ювелиры украшали металл выпуклыми орнаментами, сердоликами, альмандинами, цвет­ным стеклом и насечками в форме абстрактных узоров. Жен­щины германских племен также носили широкие (до 7 см) пояса с большими нарядными пряжками, которые были од­ним из самых любимых украшений. Роскошь пояса тогда была знаком достоинства. Богатые германцы застегивали свои плащи на плечах узорными брошами, украшенными гранатами и другими камнями.

Как видно из характеристики ювелирных украшений, тех­нические особенности играли немаловажную роль в форми­ровании художественного стиля гуннской эпохи и становле­нии вкусов и традиций всего европейского ювелирного ис­кусства.

Так европейские и азиатские народы, начав свой путь в истории неприхотливыми, грубыми варварами, постепенно обзавелись утонченными предметами искусства, самые совер­шенные из которых принадлежат теперь всему человечеству, являясь украшением музейных коллекций.

Стекло. Говоря о развитии стекольного дела, следует от­метить, что переворот в технологии стеклоделия был вызван изобретением на рубеже нашей эры метода выдувания полых стеклянных изделий. Возможность широкого применения но­вого метода была обеспечена крупными успехами в технике стекловарения. Стали получать прозрачное стекло, выплав­лять его сразу в значительных количествах, научились изго­тавливать выдуванием красивые сосуды относительно боль­шого размера и самой разнообразной формы. В широкое употребление стеклянная посуда вошла только в Древнем Риме. Камейное стекло прошло длинный исторический путь, начавшийся в эпоху Древнего Рима. Эффект достигался сле­дующим образом: у многослойного стекла с темным нижним слоем, а верхним — белым снимали часть верхнего слоя. Соз­давалось впечатление, будто белый рельефный рисунок вы­ступает из темного фона. В сложных вариантах использова­лось не два разноцветных слоя, а три и более.

Открытие способа выдувания стекла положило начало второму большому периоду развития стеклоделия, продол­жавшемуся до конца XIX — начала XX в. и характеризующе­муся на всем своем протяжении единством технологических приемов, не претерпевших за это время принципиальных из­менений.

Итак, можно сказать, что античный мир не только развил традиции ремесленничества древних цивилизаций, но и по­родил новые виды прикладной деятельности человека, а так­же распространил эти приемы во многих государствах и куль­турах, заложив в них эллинистические традиции.









Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 2424;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.