Борьба права и морали
Право не является единственным инструментом регулирования общественных отношений. Значительную конкуренцию юридическим нормам в борьбе за идеал социального поведения составляют нормы морали. Это замечали еще древние мыслители. Так, Конфуций негативно относился к положительному праву (фа). Он писал, что люди соблюдают закон, лишь из страха наказания. Поэтому законы не воспитывают людей, а портят их природу. Человек, прежде всего, обязан, выполнять нормы морали (ли), основой которой является воспитание и добродетель. Поэтому культурному мужу необходимо быть человеколюбивым, гуманным (жень), следующим долгу (выполняющим моральные обязательства), почитающим отца (сяо), благопристойным (соблюдающим ритуалы и традиции) и разумным (чжи).
С точки зрения философа Нового времени Г.В.Ф. Гегеля, «чрезмерно точное осуществление права порождает наивысшую несправедливость».
По существу, в тех общественных отношениях, где «право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает, не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением».
Все это свидетельствует о сложности установления границ между такими категориями как «законность», «справедливость», «моральность», «нравственность» и т.п.
Для того, чтобы разобраться в данной проблематике, прежде всего, необходимо проанализировать сущностные характеристики понятия «мораль».
Термин «мораль» происходит от латинского понятия moralis, что означает «нравоучительный, назидательный».
Мораль изучается наукой, именуемой этикой, а основные проблемы нравственной регуляции, таким образом, имеют этический характер. В этической научной мысли не утихают теоретические споры о сущности и социальном назначении морали. В этой связи она рассматривается в разных аспектах: как особый общественный институт и форма общественного сознания; как оценочно-императивный способ освоения социальной действительности на основе противоположности понятий добра и зла; в качестве особого типа нормативной регламентации общественной жизни и т.д. Все это подчеркивает сложность и неоднозначность понятия морали, а также многообразие выполняемых ею социальных функций.
«В самом общем виде мораль можно определить как исторически сложившуюся систему идей, норм и отношений, рассматриваемых и оцениваемых с позиции человеческих представлений о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом».
Более того, «мораль в единстве своих трех элементов: сознания, норм и отношений – явилась исторически и социально обусловленным прообразом права». Поэтому у права и морали имеются общие признаки.
Во-первых, мораль и право представляют собой разновидность социальных норм.
Во-вторых, право и мораль регулируют общественные отношения, образуя диалектическое единство в рамках целостной системы нормативного регулирования.
В-третьих, мораль и право имеют одну и ту же социальную основу и служат средствами обеспечения баланса интересов индивидов, социальных групп и общества в целом.
В-четвертых, право и мораль, как правило, едины в оценке преступлений и правонарушений.
В-пятых, в философском плане мораль и право являются надстроечными категориями, обусловленными экономическими, политическими и культурными факторами.
Вместе с тем, право и мораль значительно отличаются друг от друга.
1. Нормы морали складываются в обществе стихийно, под воздействием религиозного мировоззрения и понятий о добре и зле. Ведущую роль в формировании правовых норм играет государство.
2. Нормы морали охватывают большую часть общественных отношений (дружбу, любовь, и т.д.). Право, напротив, регулирует самые важные общественные отношения для государства: торговлю, государственную службу, уголовное преследование, формирование высших органов государственной власти и т.д.
3. Нормы права обычно закрепляются в официальных документах, в нормативно-правовых актах (законах, указах, декретах, постановлениях и др.), имеют четкие формы своего внешнего выражения, а нормы морали являются неписаными правилами, которые живут в сознании людей.
4. Нормы морали не содержат точных детализированных правил поведения. Зачастую, они являются принципами поведения людей (быть честным, верным, справедливым, милосердным, гостеприимным, смелым, и т.д.) во всех жизненных ситуациях.
5. Нормы права обеспечиваются силой государственного принуждения. Мораль, напротив, держится на общественном мнении.
6. Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, а мораль более подвижна, динамична.
В идеале государству, следует стремиться к тому, чтобы нормы права не противопоставлялись нормам морали. Поэтому законы должны проходить нравственную экспертизу.
Дата добавления: 2015-09-02; просмотров: 677;