ЛЕ ДАНТЕК Ф. (1869-1917)
Феликс Ле Дантек, ученик Пастера, испытал влияние учения И.И. Мечникова. Профессор эмбириологии. Он считал человека «механизмом в кубе», или как «механизм механизмов», т.е. не отходил от картезианской традиции рассмотрения человека, которая была представлена в развернутом виде Ж.О. Ламетри. Объединяющей связью между живым организмом и неживой материей он видел в явлениях ритма и резонанса, который объединяет эти два вида природы. Для него живое тело - это смесь различных коллоидных растворов, которые различаются по своим ритмам, но эти ритмы гармонизированы.
Это видение живого является основой для его скепсиса в отношении морали. Вот что он пишет: «Моральное поле, в которое одеты троглодиты XX века является результатом длительного воспитательного усилия, в котором предохранительные законы общества соединены с естественным лицемерием людей, живущих в обществе. Но это платье очень тонко, и очень легко его порвать!» (цит. Кузнецов В. Н. Французская философия XX в. М.,1970 С.33).
«благоразумный человек должен примириться с постоянной ложью: надо слепо верить в свои руководящие принципы, когда это необходимо, чтобы действовать» (Ле Дантек Ф. Познание и сознание. Философия XX века. Спб.,1911 с.234)
«Человек, или высшее животное, может рассматриваться как механизм в кубе; как механизм механизмов механизмов» (цит. по: Кузнецов В.Н. Французская философия XX века М.,1970. с.29)
«Связующее звено между органической и неорганической природой Ле Дантека пытался найти в явлениях ритма и резонанса. Способность материальных тел приобретать ритм колебаний, свойственных другим телам, он рассматривает как физическую ассимиляцию, характерной * уже для живых организмов. С этой точки зрения живая протоплазма, являющаяся комплексом различных коллоидов, предстает как прекрасный регулятор, способный воспринимать самые различные колебания. (Кузнецов В.Н. Французская философия XX века М.,1970.с.29-30)
Ле Дантек занимал позицию «средней линии» между дарвинизмом и ламаркизмом. Наиболее резко выступал против психоламаркизма, против антропоморфизма в биологии
ЛАЛАНД (1867-1963)
Андре Лаланд, профессор Сорбонны, многолетний генеральный секретарь Французского философского общества. Выступал с концепцией диссолюции, или, как он её именовал впоследствии – теории инволюции. Эти м он противопоставлял свою концепцию концепции Г.Спенсера, который, как известно считал основой всего эволюцию, которая им понималась как «интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения, переводящая материю из неопределенной в определенную, связную разнородность и производящая параллельное тому преобразование сохраняемого материей движения» (Спенсер Г. Основные начала. Спб.,1897. С.331). Известно, что удар этой концепции был нанесен распространением принципов второго начала термодинамики на мировоззренческий уровень, в результате оказывалось, что принципом материального мира является прямо противоположный принцип- принцип энтропии.
Лаланд именно критикует эту спенсерову концепцию, утверждая принцип диссолюции. Под ней он понимает «такую серию перемен в изменяющихся вещах, направление которой противоположно эволюционным изменениям. Если, например, формирование и централизация сложного бытия являются, как общепринято говорить, эволютивными феноменами, то децентрализация этого организма и обретение свободы составляющими его элементами – это именно то, что называется диссолюцией» (цит.39)
«Философская концепция Лаланда является, согласно его собственной характеристике, дуалистической: «Она верит, что в явлениях и законах мира имеются две противоположные тенденции, одна из которых преобладает в инстинктивной и материальной жизни, а другая
- в интеллектуальном и моральном развитии. Она противопоставляет принципы разума ощущениям, а право- естественной борьбе.. Она.. рассматривает всякую трансформацию не как прямую линию, но как траекторию, искривленную двумя антагонистическими тенденциями, законом природы и законом осмысленной воли.»( цит.1.38)
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 896;