ТЬЕРРИ О.(1795-1856)

 

Огюстен Тьерри подчеркивал, что третье сословие – это не просто определенный слой общества, это все общество и народ минус дворянство и духовенство.

 

«Тьерри просто применил к английской истории теорию завоевания, во французской историо­графии имевшую вековую давность. В XVIII в. она была разработана графом Буленви­лье, кото­рый завоева­нием оправдывал феодальные права аристократии. К мне­нию Буленвилье склонялся и Монтескье, между тем как Дюбье отрицал и завоевание и порабощение галлов, а Мабли утверждал, что франки, завоевав Галлию, «освободили» галлов от тирании императора и установили нечто вроде «народного правления».(1.16)

Публицисты эпохи революции воспользовались этой теорией. В знаменитой брошюре «Что та­кое третье сосоловие?», Сийес, принимая теорию двух рас, предлагает отпра­вить аристократов и дворян в их франконские леса..

«Высшие и низшие классы, которые с таким недоверием следят друг за дру­гом..являются не чем иным, как народами- победителями и народами, побежденными в предшествующие эпохи»

По мнению Тьерри- английская революция и французская революция-это окончатель­ный ре­ванш над победителями побежденных.

 

ГИЗО Ф. (1787-1874)

 

Франсуа – Пьер – Гильом Гизо происходил из старой протестантской семьи. Гизо следует методу То­маса Рида Его лекции «История цивилизации в Европе» и «История цивилизации во Франции» вызывали широкий общественный резонанс, на них ходили целые толпы людей, газеты печатали содержание этих лекций.

Он поодержал июльскую революцию 1848 года и правление Луи-Филиппа. Занимал важные посты в его правительстве. Став политиком, он проявил себя не лучшим образом. Его презирали все. Лозунги «Долой Гизо?» были основными во время революции 1848 года. Луи-Филипп был вынужден отправить его в отставку, но это не помогло и ему удержаться у власти.

 

«Цивилизация нечто вроде океана, который составляет достояние народа, которым со­единяются все элементы, все силы народной жизни» (Гизо Ф. история цивилизации в Европе. СПб., 1906. С.6)

 

«..история есть строгая геометрия; все эпохи, их число, их порядок, их относительное разви­тие, - все это отмечено неподвижными знаками и предопределено выше»

 

Интересен курс лекций, прочитанный им в Сорбонне в 1828 году.

Он считал, что существует общий вектор движения цивилизации и общая логика её движения: «Что касается меня, то я глубоко убежден, что действительно человечество имеет общее предназначение; что существует передача сокровищ цивилизации из по­коления в поколение, и следовательно существует всеобщая история цивилизации» (Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб., 1905. С.5)

 

«Мне кажется, что сущность * заключающаяся в слове цивилизация… есть прогресс, развитие; термин этот неизбежно связан с представлением о народе, который движется вперед, - и движется для того, чтобы переменить не только место, но и состояние, - о народе, жизнь которого все более и более расширяется и улучшается. Идея прогресса, развития кажется мне основной идеей цивилизации» (Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб., 1905. С.9-10)

«Различные начала, не иея возможности уничтожить одно другое, принуждены были волей-неволей существовать совместно и примирились путем компромиссов. Каждое из них ограничилось той ролью в ходе * развития, которая приходилась ему по праву: повторяем: тогда как в других странах господство одного начала порождало тиранию, в Европе результатом разнообразие и постоянной борьбы элементов цивилизации яви­лась свобода» (Гизо Ф. История цивилизации В Европе. СПб., 1905. С.27)

«Различные силы, начала, системы, смешиваются, ограничивают друг друга, находятся в непрерывной борьбе, то возвышаясь, то упадая, но никогда не оставаясь вполне побе­дителями или побежденными. В этом именно бесконечном разнообразии форм, идей, начал, в их соперничестве, в их стремлении к известному единству, к идеалу, который никогда, может быть, не будет достигнут, но к которому путем труда и свободы вечно будет стремиться человеческий род – в этом именно состоит мировой процесс.. европейская цивилизация есть точное изображение этого процесса; в ней точно нет ни односторонности, ни исключительности, ни застоя» (Гизо Ф. История цивилизации В Европе. СПб., 1905. С.27)

 

«Феодальное дворянство, духовенство, городские общины имели совершенно различ­ное положение, различные законы и нравы; каждое из этих учреждений было как бы отдельным обществом, управлялось собственными средствами и властью, по своим особым законам. Они находились между собой в сношениях, в соприкосновении, но не в истинном единстве; они не составляли, строго говоря, ни государства, ни нации» (Гизо Ф. История цивилизации В Европе. СПб., 1905. С.190)

 

«… история европейской цивилизации может быть разделена на три главных периода: 1) период, который я назову периодом возникновения, образования, когда различные элементы нашей цивилизации выходят из хаоса, получают жизнь, и * являются в свой­ственных им формах вместе с принципами, одушевляющими их; это время продолжа­лось до XII века. 2) второй период есть время опыта, попыток, колебаний; различные элементы общественного быта сближаются, соединяются между собою, испытывают силы, не имея возможности произвести что-либо общее, правильное, прочное. Это со­стояние оканчивается не ранее XVI века. 3)Наконец, период развития в собственном смысле слова, когда общество получает в Европе окончательную форму, следует опре­деленному направлению, быстро, общими силами идет к ясной и точно сознанной цели; эта эпоха началась в XVI веке и продолжается еще в настоящее время» (Гизо Ф. Исто­рия цивилизации В Европе. СПб., 1905. С.157-158)

 

«Крестовые походы обнаружили существование христианской Европы» (Гизо Ф. Исто­рия цивилизации В Европе. СПб., 1905. С.158)

 

Он говорил о двух факторах цивилизации – развитии общества и развитии человека.

 

«Изучение земельных отношений должно предшествовать изучению положения людей. Чтобы понять политические учреждения, надо знать различные общественные слои, существующие в обществе, и их отношения. Чтобы понять эти различные обществен­ные слои, надо знать при­роду отношений собственности» (Guizot F. Essais sur l´histoire de France. P., 1823. P.90)

 








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 868;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.