Крестьянские войны 17 века.
Свержение Лжедмитрия I и приход к власти Василия Шуйского не привели к нормализации обстановки в стране. Крестьянство не прекратило борьбы против крепостнического гнета. Избранием на царство Шуйского были недовольны и многие феодалы, особенно те, кто завязал политические связи с самозванцем.
Главные противники Шуйского сконцентрировались на юго-западной окраине государства, которая два года назад активно поддержала Лжедмитрия. Здесь на воеводствах находились активные сторонники Лжедмитрия — князь Григорий Шаховской в Путивле и князь Андрей Телятевский в Чернигове. Недовольство и крестьянства, и дворянства юго-запада усиливалось тем обстоятельством, что Лжедмитрий освободил эти территории на 10 лет от уплаты налогов, а Василий Шуйский восстановил обложение. Ходили устойчивые слухи, что царь Дмитрий Иванович снова «спасся» и снова возглавит борьбу против Шуйского.
Летом 1606 года у народных масс появился новый предводитель — Иван Исаевич Болотников, провозгласивший себя «большим воеводой царя Дмитрия Ивановича». Болотников был холопом князя А.Телятевского, вероятнее всего военным холопом. Военные холопы крупных бояр были сами мелкими феодалами. В мирное время они выполняли административные обязанности в боярских вотчинах, а в военное — участвовали вместе со своими владельцами в походах. Недаром один из иностранцев называет Болотникова «опытным воином». Трудно сказать, насколько достоверны рассказы иностранцев о пребывании Болотникова в крымском, а затем турецком плену, странствовании в Венеции и Германии. Вряд ли он мог быть и беглым холопом Телятевского, ибо князь в течение всего восстания был его активным участником и фактически подчинялся Болотникову.
Собравшиеся под знаменами Болотникова представляли собой сложный конгломерат разных сил. Здесь были и казаки, и крестьяне, и холопы, и посадские люди, и, наконец, немало служилых людей, мелких и средних феодалов.
В июле 1606 года Болотников вышел из Путивля в поход на Москву. Опорой движения стала известная своими повстанческими традициями Комарицкая волость. После битвы под Кромами (август 1606 г.) и взятия Ельца отряды Болотникова двинулись к Туле. Они соединились с отрядами рязанских дворян Григория Сумбулова и Прокопия Ляпунова и веневских — Истомы Пашкова. Взяв Калугу и Каширу, после кровопролитных боев повстанцы подошли к Москве и остановились в селе Коломенском. Осада Москвы продолжалась больше месяца. За это время произошли изменения в социальном составе движения. В середине ноября рязанские дворяне во главе с Сумбуловым и Ляпуновым перешли на сторону Василия Шуйского, видимо, напуганные народным характером движения. Во время генерального сражения 2 декабря Пашков и несколько сот дворян также изменили восставшим. Однако уход дворянских отрядов не сделал войско Болотникова социально однородным; в нем по-прежнему оставалось немало служилых людей, не говоря уже о князьях Телятевском и Шаховском.
В битве под Москвой войска Болотникова потерпели поражение и отступили к Калуге. Сюда же в мае 1607 года пробились повстанческие войска «царевича Петра» (Илейки Гончарова). Но обессиленные в тяжелых боях, повстанцы вынуждены были отступить к Туле. 30 июня началась осада города царскими войсками, во много раз превышающими силы защитников Тулы. Осада продолжалась более трех месяцев. Только после того, как один из «детей боярских» построил на реке Упе плотину, которая затопила часть города, болотниковцы капитулировали, Болотников и «царевич Петр» были вскоре казнены.
Восстание Болотникова в советской историографии принято считать кульминацией крестьянской войны начала XVII века. Однако в настоящее время многие историки, которые занимаются этой эпохой, подвергают сомнению эту точку зрения, бывшую долгие годы аксиомой. Например, В.Б.Кобрин (Кобрин В.Б. Смутное время — утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М., 1991. С. 178—179) считает, что характеристика этого движения в советской научной и учебной литературе значительно деформирована. При этом он утверждает, что мы плохо знаем программу Болотникова, до нас дошло только ее изложение в документах, исходящих из правительственного лагеря. Излагая призывы восставших, патриарх Гермоген писал, что они «велят боярским холопем побивати своих бояр». Как будто звучит вполне антифеодально. Но прочитаем текст дальше: «...и жены их и вотчины и поместья им сулят» и обещают своим сторонникам «давати боярство и воеводство и окольничество и дьячество». Таким образом, мы не находим здесь призыва к изменению феодального строя, а только намерение истребить нынешних бояр и самим занять их место. Вряд ли случайно, что «в воровских полках» казакам (так именовались все участники восстания) раздавали поместья. Некоторые из этих помещиков-болотниковцев продолжали владеть землями и в первой половине XVII века.
Еще более категоричен в своем мнении Р.Г.Скрынников (Скрынников Р.Г. Спорные проблемы восстания Болотникова // История СССР. 1989. № 5. С. 92— ПО), который прямо утверждает, что движение Болотникова не было крестьянской войной. Он считает, что нет фактических данных как о том, что в войске Болотникова возобладали антикрепостнические элементы, подвергшие дворян массовым репрессиям уже во время движения к Москве, так и о том, что во время осады Москвы Болотников сформулировал программу уничтожения крепостничества в России.
Вопросы для самоконтроля
1. Какой этап в истории Российского государства получил название «Смутного времени» и почему?
2. Назовите причины и повод начала Смутного времени.
3. Какие этапы можно выделить в Смуте?
4. Чем было обусловлено Смутное время, какую роль оно сыграло в пробуждении национального самосознания?
5. За счет чего удалось выйти из Смуты? Тенденции дальнейшего социально-экономического развития страны.
6. Как шло политическое развитие России после Смуты? Почему новые явления в политической практике рубежа XVI-XVII вв. в дальнейшем не получили развития?
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 763;