Задержание подозреваемого: основания, условия и мотивы. Специфика уголовного судопроизводства заключается в возможности применения в отношении отдельных участников процесса принуждения
Специфика уголовного судопроизводства заключается в возможности применения в отношении отдельных участников процесса принуждения, заключающегося в определенном ограничении их конституционных прав. Применение принудительных мер обусловлено необходимостью обеспечения надлежащего поведения субъектов уголовно-процессуальной деятельности, обеспечения возмещения вреда, причиненного преступлением, а в конечном итоге - обеспечения задач уголовного судопроизводства в целом.
Применение уголовно-процессуального принуждения всегда затрагивает конституционные права граждан, поскольку принуждение всегда предполагает ограничение различных свобод. Как правило, принуждение в уголовном судопроизводстве имеет место, когда при отступлении от правовых требований или его объективно обоснованной возможности следователь, прокурор, суд применяют правовую норму, влекущую ограничение прав участников судопроизводства.
Принуждение в отношении участников уголовного судопроизводства осуществляется не произвольно, а посредством применения к ним мер уголовно-процессуального принуждения.
В соответствии с положениями раздела 4 УПК РФ, все меры уголовно-процессуального принуждения могут быть подразделены на следующие группы:
- задержание подозреваемого (глава 12 УПК РФ);
- меры пресечения (подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, залог, заключение стражу и др.) (глава 13 УПК РФ);
- иные меры уголовно-процессуального принуждения (привод, наложение ареста на имущество, денежное взыскание и т. д.) (глава 14 УПК РФ).
Задержание подозреваемого- мера уголовно-процессуального принуждения представляющая собой кратковременное лишение свободы (до 48 часов) лица, подозреваемого в совершении преступления с целью выяснения причастности его к совершению преступления и применения к нему в дальнейшем мер пресечении в виде домашнего ареста или заключения под стражу.
Уголовно - процессуальное задержание следует отличать от фактического задержания, административного задержания (ст. 27.3 – 27.6 КоАП РФ), задержание осужденного на срок до 30 дней в случае уклонения от исполнения наказания (ст. 46, 58, 97 УИК РФ). Вне уголовно-процессуальной деятельности происходит задержание лица в зоне проведения контртеррористической операции при отсутствии у него документов, удостоверяющих личность (ст. 13 Закона РФ «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г); задержание граждан, нарушивших правила комендантского часа на территории действия чрезвычайного положения (ФЗ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г).
Целями задержания являются определение:
1) причастности лица к совершению преступления;
2) необходимости в заключении под стражу и обеспечение этой меры пресечения.
Если эти обстоятельства уже выяснены, то задержание лица невозможно. Не допускается задержание для получения признательных показания подозреваемого.
В силу того, что данная мера уголовного принуждения применяется незамедлительно, при наличии на то законных оснований, то для ее применения не требуется немедленного решения суда. Правом производить задержание обладают орган дознания, дознаватель, следователь. Данное процессуальное действие возможно в рамках уголовного дела. В случае задержания лица, когда уголовное дело еще не возбуждено, одновременно необходимо решить вопрос и о его возбуждении.
Согласно ст. 91 УПК РФ задержание может применяться в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Задержание допускается по преступлениям, предусматривающим наказание в виде лишения свободы, как правило, более 2 лет. Непосредственными основаниями задержания (ст. 91 УПК РФ) будут являться следующие положения:
1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; Т.е. происходит фактическое задержание (захват) при пресечении преступления (а также приготовления, покушения), на месте совершения преступления или в результате преследования лица сразу после совершения преступления. Если подозреваемый скрылся, то его задержание возможно по другим основаниям. Фактическое задержание могут произвести любые лица (потерпевший, свидетели, сотрудники милиции). Фактическое задержание не всегда завершается уголовно-процессуальным задержанием.
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Указание очевидцев и свидетелей должно быть прямым и непосредственным доказательством совершения подозреваемым преступления. Они должны лично наблюдать совершение преступления (либо приготовление, покушение). Не могут служить данным основанием задержания указание свидетелей, если они предполагают о совершении преступления этим лицом, говорят с чужих слов и не могут указать источник своей осведомленности (п.2 ч. 2 ст. 75 УПК). Для задержания по данному основанию достаточно прямого указания одного очевидца.
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Явные следы преступления не требуют специальных познаний для их выявления, они очевидны. Такими следами могут быть наличие видимых телесные повреждения, вещественные доказательства (оружие, орудия или предметы преступления, следы крови).
Ч.2 ст. 91 УПК РФ говорит об иных данных, которые дают основание подозревать лицо в совершении преступления. Эти данные – менее веские улики (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами и т.п.). По данному основанию задержание возможно при наличии данных, под которыми закон понимает такие сведения, которые свидетельствуют о том, что:
а) лицо пыталось или пытается скрыться. Речь идет о том, что лицо реально совершает попытку скрыться от органа дознания, дознавателя, следователя. В качестве такового факта может быть расценено приобретение проездных транспортных документов, приготовление к отъезду и т. д.;
б) у лица отсутствует постоянное место жительства, т.е. не имеет постоянного места жительства на территории РФ. Наличие регистрации (прописки) по месту жительства является одним из доказательств наличия постоянного места жительства и не обязательно для следователя, дознавателя;
в) не установление личности данного лица. Личность подозреваемого будет считаться не установленной, когда отсутствуют соответствующие документы, а проверить, уточнить сообщенные сведения, до составления протокола, не представляется возможным; когда в представленных документах, обнаружены признаки подчисток, исправлений, подделки, повреждения;
г) следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого в виде заключения под стражу.
Кроме этого, основанием задержания может быть и постановление суда об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу.
Наряду с основаниями задержания могут быть выявлены мотивы задержания, которые и обуславливают применение данной меры уголовно-процессуального принуждения. Так, мотивами задержания будут являться наличие достаточных оснований полагать, что:
- лицо скроется от дознания, предварительного следствия или суда,
- может продолжать заниматься преступной деятельностью,
- может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства,
- может уничтожить доказательства
- иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Вывод: Задержание представляет собой меру государственного принуждения, серьезно ограничивающую права личности на свободу передвижения и неприкосновенность. Поэтому при применении данной меры необходимо строго соблюдать принцип законности.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Теоретичні положення, що складають зміст теми №13 | | |
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 717;