ФРАНЦИЯ В IX-XI вв.
Начальный этап формирования Французского королевства
После распада Каролингской империи в 843 г. восточная граница Франции, отделявшая ее от Германии и Италии, по Мерсенскому договору 870 г. прошла главным образом по большим рекам: по нижнему течению Мааса, по Мозелю и Роне. Под властью последних Каролингов во Франции остались Нейстрия и северо-западная часть бывшей Бургундии — герцогство Бургундия. Королевство Бургундия (Арелат) и Аквитания, объединенные в 933 г., вновь стали фактически независимыми.
В X в. междоусобные войны между немецкими и французскими Каролингами велись почти непрерывно. Много бедствий принесли постоянные набеги норманнов. В ожесточенной борьбе с ними на первый план — в противовес ослабевшим и потерявшим почти все свои поместья Каролингам — выдвинулись богатые и влиятельные графы Парижские. Они успешно защитили от страшного врага свои города — Париж и Орлеан — и отстояли Центральную и Южную Нейст-рию, но область на северо-западе, примыкавшую к устью Сены, пришлось в начале X в. уступить норманнам, основавшим здесь герцогство Нормандию. В течение X в. шла борьба за корону между графами Парижскими (Робертинами) и последними Каролингами. Наконец в 987 г. крупнейшие светские и духовные феодалы избрали королем Робертина Гуго Капета, и с тех пор до конца XVIII в. французская корона оставалась за потомками Капетингов.
В X в. во Французском королевстве завершились социально-экономические процессы, приведшие к установлению феодальных отношений, и закончился длительный процесс слияния разнородных этнических элементов. На основе смешавшейся с германцами галло-римской народности сложились новые, родственные друг другу феодальные народности со своими языками и территориями: северофранцузская и провансальская. Граница между ними проходила несколько южнее течения реки Луары. Эти народности явились ядром будущей французской нации.
В X в. страна обрела свое теперешнее имя. Она стала называться не Галлией или Западно-Франкским королевством, а Францией (по наименованию области вокруг Парижа — Иль-де-Франс).
На территории, занятой северофранцузской народностью, образовалось несколько крупных феодальных владений. Почти все побережье Ла-Манша занимало герцогство Нормандское. Основавшие его норманны быстро восприняли язык северофранцузской народности и французские феодальные учреждения. В течение X и начала XI в. нормандские герцоги расширили свои владения по побережью Ла-Манша до Бретани на западе и почти до Соммы на востоке, подчинив себе также графство Мэн.
По среднему и нижнему течению Луары были расположены графства Блуа, Турень и Анжу; несколько южнее Луары — Пуату. Земли Капетингов (королевский домен) сосредоточивались вокруг Парижа и Орлеана. На восток от них лежало графство Шампань, на юго-восток — герцогство Бургундское.
На крайнем северо-западе находилась Бретань с кельтским населением, на крайнем северо-востоке — графство Фландрское, в северной части которого жили фламандцы. Язык северофранцузской народности был распространен лишь в южной части графства; в северной же говорили на германском наречии.
На территории провансальской народности — между графством Пуату и Гаронной — находилось герцогство Аквитания, между Гаронной и Пиренеями — герцогство Гасконское, на восток от него — графство Тулузское. Центральный горный массив между графством Ту-лузским и герцогством Бургундским был занят графством Овернь. В состав Французского королевства входило также графство Барселонское, выделившееся в IX в. из так называемой Испанской марки.
Крупнейшие феодалы — герцоги и графы — были почти независимы, хотя и считались вассалами короля, стоявшего во главе феодальной иерархии.
Наличие во Франции двух хотя и родственных по языку народностей усугубляло феодальную раздробленность. Южные области вплоть до XIII в. лишь номинально числились в составе государства. Король был верховным сюзереном (главой феодальной иерархии) главным образом на территории северофранцузской народности.
Важное значение для истории Франции имело расположение королевского домена в очень плодородных областях вокруг важных в стратегическом отношении пунктов — Парижа и Орлеана, господствовавших как над средними течениями двух крупнейших рек — Сены и Луары, так и над сухопутными дорогами (сохранившимися от римских времен) с юга на север.
Первые короли из дома Капетингов мало чем отличались от крупных феодалов. Они не имели постоянного местопребывания, переезжали со своей свитой из одного поместья в другое. Даже в своем домене королям приходилось бороться с вассалами, которые, опираясь на свои замки, разбойничали на дорогах. В XI в. Капетинги медленно накапливали земельные владения, извлекая доходы главным образом из собственных поместий, т. е. от непосредственной эксплуатации зависимых и крепостных крестьян.
Положение крестьянства и крестьянские восстания
Большая часть французского крестьянства в X— XI вв. подвергалась тяжелой феодальной эксплуатации. Крепостной (серв) находился в личной, поземельной и судебной зависимости от сеньора, т. е. собственника сеньории (так обычно называлось во Франции феодальное поместье), в которой он жил. Как лично зависимый человек серв платил поголовное обложение (capaticum), так называемый брачный побор (forismaritagium), если он вступал в брак со свободным лицом или с серном других сеньоров, посмертный побор, т. е. побор с наследства (manus mortuus, mortuarium), чаще всего в виде лучшей головы скота. Наконец, с серва сеньор мог требовать неограниченных повинностей и платежей (произвольная талья).
Как наследственный держатель земельного участка крестьянин обязан был работать на сеньора: отбывать (как правило, не менее трех дней в неделю) полевую барщину, выполнять строительные, транспортные и другие повинности, уплачивать натуральный и денежный оброки, в ту пору сравнительно небольшие. Как зависимый в судебном отношении крестьянин должен был вести свои тяжбы и судиться в курии (поместном суде) сеньора, за что с него взимались судебные поборы и штрафы. Затем он уплачивал сеньору рыночные, мостовые, паромные, дорожные и другие пошлины и поборы. Так как сеньор имел монопольное право на мельницу, печь и виноградный пресс (так называемые баналитеты), то крестьяне обязаны были молоть зерно на его мельнице, печь хлеб в его печи и давить виноград на его прессе, уплачивая за пользование натурой или деньгами. Часть крестьян сохраняла личную свободу (вилланы), но при этом находилась в поземельной, а иногда и в судебной зависимости от феодала.
Окончательное оформление феодальных отношений сопровождалось ростом эксплуатации. К старым повинностям в пользу сеньора прибавлялись все новые и новые. Дополнительную плату крестьяне вносили помещику за пользование лесами, водами и лугами, раньше принадлежавшими крестьянской общине, а в X—XI вв. захваченными феодалами. Поборы феодалов и разорявшие хозяйство постоянные феодальные войны делали жизнь крестьян крайне необеспеченной. Голодовки представляли собой обычное явление, и смертность от голода была очень велика. В случае неурожая или других стихийных бедствий, неизбежных при низкой сельскохозяйственной технике того времени, населению неоткуда было ждать помощи.
Крестьяне всячески сопротивлялись феодальной эксплуатации. В 997 г. восстание охватило Нормандию. Крестьяне требовали восстановления своих прежних прав на свободное и безвозмездное пользование общинными угодьями. В 1024 г. вспыхнуло крестьянское восстание в Бретани. Как говорит хроника, крестьяне восстали «без вождей и оружия», но сумели оказать героическое сопротивление рыцарским отрядам. Отстаивая свои права, крестьяне действовали обычно целыми общинами. Община давала им, «даже в условиях жесточайших крепостнических порядков средневековья, локальную сплоченность и средство сопротивления...».
Крестьянские восстания жестоко подавлялись, но упорное сопротивление крестьян заставляло феодалов несколько умерять свои аппетиты. В результате классовой борьбы возникли «обычаи», которые до известной степени регулировали отношения в сеньории и устанавливали более или менее определенный уровень феодальной ренты. Они предоставляли крестьянину больше времени и возможностей для работы в своем личном хозяйстве, укрепляли его права на наследственный участок и в какой-то мере ограничивали эксплуатацию. Таким образом, борьба крестьянских масс против их угнетателей содействовала расширению и закреплению права крестьянина на его личное хозяйство и тем самым создавала условия для более быстрого развития производительных сил в феодальном обществе.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 650;