Древнерусское государство в IX-XI вв.
Процесс образования древнерусского государства шел непросто. По времени он занял много десятилетий. Киевские князья подчинялисебе своих соседей постепенно, потому что многиеиз них этому сопротивлялись. Но Киев был в то время однимиз самых крупных городов мира. Его экономическая и военная мощь играла важную роль в объединении восточныхславян. И вконечном итоге они подчинились центральной власти.
Во главе ее стоял киевский князь, которого называлиВеликим. Великие князья назначали приближенных к себе людей руководить городами и землями. Чаще всего это были их сыновья, которые подчинялись отцу. Со временембольшинство князей на Руси стали принадлежать к одному семейному роду. Онисоставили княжескую династию Рюриковичей. Это название происходит от имени основателя династии - человека по имени Рюрик. Он захватил власть в Новгороде в 862 г., то есть еще до объединения этого города с Киевом.
Первые Рюриковичи были варягами или норманнами. Варяги - это не столько национальность, сколько военная профессия того времени. Они относились к разным этническим группам, но чаще всего имели скандинавское происхождение. Варяги объединялись в дружины и совершали военные походы по всей Европе. Сам Рюрик также являлся руководителем одной из варяжских дружин.
Правление варягов на Руси не означало ее оккупации. Им принадлежала лишь верховная политическая власть. К тому же, их было мало - всего несколько сот человек. Многие вскоре погибли в постоянных войнах, а остальные - ославянились. И начиная с 944 г., с княгини Ольги, славянское начало в руководстве Руси было восстановлено. Норманнский эпизод управления государством на этом закончился. В древнерусской истории он продолжался всего около шестидесяти лет и практически не повлиял на образ жизни восточных славян.
Опорой великокняжеской власти была дружина. Она использовалась для защиты границ государства, для расширения его территории, для борьбы с сепаратизмом местных князей и бояр, а также для подавления крестьянских восстаний.
Молодое восточнославянское государство встречалось со многими трудностями и опасностями. Так, механизм передачи власти Великого киевского князя, например, в случае его смерти, не был достаточно четким. Поэтому многочисленные потомки в борьбе за верховную власть устраивали кровавые междуусобицы и вовлекали в них большие массы простых людей.
Нередко обострялись сепаратистские тенденции. Они имели несколько причин. Местные князья и бояре мечтали о самостоятельности. Их часто поддерживали крестьяне, которые не хотели платить дань центральной власти. Сказывалась также территориальная удаленность бывших племен друг от друга. Еще сохранялись их культурные различия.
Древнерусскому государству постоянно угрожала внешняя опасность. Чаще всего она исходила с юга и юго-востока. Оттуда на территорию Киевской Руси нападали воинственные племена скотоводов-кочевников - хазары, половцы, печенеги и другие.
В IX-X вв. наиболее сложными являлись отношения восточных славян с хазарами. Этот древний народ проживал в районе Нижней Волги. Столицей Хазарии был г. Итиль, а верховная власть принадлежала вождю, которого там называли каганом. В VII-VIII вв. из Ирана и Византии в Хазарский каганат пришли еврейские переселенцы, религией которых был иудаизм. Они стали заниматься торговлей и накопили большие деньги. В IX в. богатые иудеи начали оказывать сильное влияние на политическую власть.Фактически государство стало иудо-хазарским.
Разными способами Иудо-Хазария подчинила себемногие народы Великой Степи. Восточные славяне также платили ей дань. Русь оказалась в экономической зависимости. Освобождение от нее пришло в 965 г., когда сын Ольги, киевский князь Святослав со своей дружиной разбил Хазарский каганат. Кочевники-хазары рассеялись по степи, а евреи бежали к Черному морю. Оттуда они позднее расселились в Центральной и Восточной Европе.
Религия у восточных славян долгое время оставалась языческой. Этозначит, что существовало многобожие. Чаще всего обожествлялись различные предметы и явления природы. Но для укрепления центральной власти и консолидации общества требовался монотеизм, то есть общая вера в единого бога. К тому же, язычество препятствовало развитию международных связей Киевской Руси, поскольку в остальной Европе уже давно утвердилось христианство. И в 988 г. Великий князь Владимир официально ввел христианскую религию. Сначала это произошло в Киеве, а затем "Крещение Руси " постепенно распространилось на ее остальные земли.
Христианство в древнерусском государстве было принято в форме православия. Это объясняется многими причинами. Одна из них – давние и в целом хорошие отношения с Византией, которая в то время являлась центром мирового православия. Оно, к тому же, больше, чем западный католицизм соответствовало мировосприятию восточных славян. Принятие христианства усилило их духовное и культурное единство, вырос международный авторитет страны.
Больших успехов достигла культура Киевской Руси. Начал складываться древнерусский литературный язык. Важным литературным памятником являются летописи. Они составлялись монахами, которые записывали события и факты. Наиболее известная летопись называется "Повесть временных лет". Она стала ценным источником по истории древнерусского государства. Во второй половине IX в. монахи Кирилл и Мефодий создали азбуку - "кириллицу", которая используется до сих пор.
Широкое распространение получил эпос. Это устное народное творчество - пословицы, поговорки, сказки, песни, былины. Они передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. В начале XI в. был составлен первый письменный кодекс законов под названием "Русская правда". После введения христианства выросло количество образованных людей. Их обучали чтению, письму и богословию. Чаще всего этим занималась православная церковь.
Расцвет Киевской Руси приходится на годы правления князя Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). В X-XI вв. это была самая крупная страна в Европе с населением в 5-6 м лн. чел.
II. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ.
УСИЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ АГРЕССИИ
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1396;