Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества

Маркс, как и его предшественники, осмысливая исторический про­цесс, решил разбить его на определенные периоды, но в основу деления он положил материальный фактор — способ производства материальной жизни. Он ввел новую категорию в социальную философию для обозна­чения различных этапов в развитии человечества. Речь идет о категории общественно-экономической формации. Это понятие Маркс не сразу на­шел. Так, в «Немецкой идеологии», написанной в 1845—1846 гг., употреб­ляется термин «форма собственности», а появление различных форм соб­ственности связывается с разделением труда.

Первой формой собственности является племенная собственность, которая соответствует неразвитой стадии производства, когда люди жили охотой и рыболовством, скотоводством или земледелием.

Вторая форма — античная общинная и государственная собствен­ность. Наряду с общинной собственностью развивается частная собствен­ность, появляется рабство, уже встречается противоположность между го­родом и деревней, внутри самих городов тоже имеется противополож­ность между рабами и гражданами. Эта форма собственности присуща рабовладельческому обществу.

Третьей формой собственности является феодальная собственность. Для античности исходным пунктом служит город, для Средневековья — деревня. Почему так произошло? Отвечая на этот вопрос, Маркс и Эн-

Данилевский К Я. Указ. соч. С. 91. 2 Там же. С. 98. 106


гельс пишут, что «эта перемена исходного пункта была обусловлена ред­костью и рассеянностью по обширной площади первоначального населе­ния, которое приток завоевателей не увеличивал сколько-нибудь значи­тельно. Поэтому, в противоположность Греции и Риму, феодальное раз­витие начинается на гораздо более широкой территории, подготовленной римскими завоеваниями и связанным с ними вначале распространением земледелия»1.

Понятие формации («образование») Маркс взял из геологии. Впер­вые оно появилось в его работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапар­та». В классическом виде эта категория была представлена в Предисло­вии Маркса «К критике политической экономии», написанной в 1859 г. В этой работе Маркс писал: «Ни одна общественная формация не поги­бает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества... В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи эко­номической общественной формации»2.

Категория общественно-экономической формации — это категория философии истории, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной действительности. Фор­мация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, аб­страгируясь от частных явлений и случайностей. Ее философское пони­мание нельзя путать с интерпретацией в исторической науке. Такая пута­ница часто приводит к недоразумениям, когда историки берут понятие формации в чистом виде и накладывают его на реальный исторический процесс, и когда не находят полного тождества формации и действитель­ности, то первая объявляется фикцией. Конечно, реальный процесс неиз­меримо богаче и содержательнее, чем любая философская категория. Феодализм, по выражению Энгельса, никогда не соответствовал своему понятию. То же самое можно сказать о капитализме, о рабстве и т. д.

Конечно, отсюда не следует, что категория формации — идеальная конструкция и не отражает реальной действительности. Она адекватно отражает эту действительность, но адекватность следует понимать как от­ражение сущности, а не явления. Исторический процесс — совокупность самых разных фактов, явлений и событий. Одни из них являются более важными для субъектов истории, другие менее важными, одни непосред­ственно связаны с логикой истории, другие нет. Формация имеет дело с логикой истории, показывает ее единство и многообразие.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 22. Там же. С. 7.


Общественно-экономическая формация включает в себя все явления, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, со­циальные, еемейно-бытовые и т. д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и про­изводственных отношений. А основой производственных отношений яв­ляется форма собственности на средства производства. Общественно-эко­номическая формация — это исторически конкретное общество на дан­ном этапе его развития. Каждая формация — это особый социальный ор­ганизм, развивающийся на базе своих имманентных законов. Вместе с тем общественно-экономическая формация — это определенная сту­пень в развитии исторического процесса по восходящей линии.

Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: перво­бытнообщинная, рабовладельческая, феодальная; буржуазная и коммуни­стическая. Правда, у Маркса есть еще и другое деление мировой исто­рии: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является бо­лее прогрессивной по сравнению с предыдущей. Маркс подчеркивал, что развитие общества носит естественно-исторический характер и что оно не может перескочить через естественные фазы своего движения по вос­ходящей линии.








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 888;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.