Индивид, человек, личность: основные черты и особенности
Понятие индивида обозначает принадлежность к человеческому роду. Оно не применимо к животным, так как ни одно животное не является индивидом. Отсюда следует, что понятие индивида есть социальное понятие. Но оно очень абстрактное, т. е. отвлеченное и слишком общее понятие, так как не указывает на те специфические черты, благодаря которым индивид становится индивидуальностью. Формирование же индивидуальных черт связано с природными и социальными факторами.
Человек есть биосоциальное существо. Он — часть природы, и его формирование проходит сложный и длительный процесс. Он, как и другие природные существа, подвержен болезням, стареет и умирает. Он постоянно должен удовлетворять свои потребности, чтобы не умереть от голода, должен иметь жилье, одеваться и обуваться, чтобы не умереть от холода и жары.
Но человек — не просто биологическое существо, а биосоциальное. Это значит, что он становится человеком только в обществе, только в определенных социальных условиях. Известны случаи, когда новорожденные дети похищались дикими животными. Те их не убивали по каким-то причинам и «воспитывали». Дети принимали повадки животных и оставались на их уровне, т. е. они не становились людьми. Ребенок — это человек в возможности, и, чтобы возможность была превращена в действительность, он должен находиться среди людей и получить человеческое воспитание. Иначе говоря, он должен стать существом разумным, сознательно принимать те или иные решения и действовать целенаправленно.
Человек — существо творческое. Он создает материальные и духовные ценности. Он строит великолепные города, дома, мосты, станки, самолеты и т. д. Он творит художественные произведения, пишет прекрасные стихи, создает живопись, занимается философией, историей, наукой, открывает закономерности развития природы и общества. Мы восторгаемся гениальной поэзией Пушкина, творчеством Лермонтова, Гоголя, Толстого, Гете, Бальзака и других великих писателей.
Человек - единственное существо, обладающее внутренним миром. У животных нет никакого внутреннего мира. Они воспроизводят себя как биологические существа. В отличие от животных человек воспроизводит не только свое биологическое, но и социальное существо. Поэтому человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. А удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека. Для этого человеку необходимо много читать, интересоваться живописью, историей, философией, эстетикой, правом, этикой и другими духовными ценностя-
ми. Человек становится подлинным человеком лишь тогда, когда он обогащает себя всеми теми духовными богатствами, которые выработало человечество на протяжении всего своего существования.
Но вне общества нет человека. Поэтому человеку приходится жить и трудиться в коллективе. Но у каждого человека есть свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами всего общества. И человек вынужден бороться за свои интересы, за свое счастье, за свою семью. Иначе говоря, жизнь человека наполнена противоречиями, случайностями, зигзагами, поворотами и т. д. В связи с этим возникает проблема смысла жизни. Один человек смысл своей жизни видит в том, чтобы жить в роскошных условиях, быть очень богатым, путешествовать, гулять, играть в казино, ездить на суперсовременных автомобилях. Одним словом, смысл жизни для него — это наслаждение. Другой человек смыслом своей жизни считает духовное обогащение своего внутреннего мира. Для него материальные блага не имеют особого значения. Кто прав? Как всегда, истина находится посередине. Конечно, человек должен есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой. Иначе он просто не выживет. Но если человек всю свою жизнь посвящает лишь удовлетворению материальных потребностей и совершенно не думает о своем духовном мире, то он.по существу ничем не отличается от животного. С другой стороны, если человек не думает о своем материальном благополучии, а целиком и полностью посвящает свою жизнь обогащению своего духовного мира, то он просто-напросто не сможет физически выжить. Поэтому смысл жизни человека заключается в проявлении своих физических и духовных потенций. Это значит, что человек должен удовлетворять и материальные и духовные потребности, ставить перед собой высокие цели и стремиться к их реализации.
Если человек — биосоциальное существо, то личность есть только социальное существо. Человек становится личностью только в обществе. Всякая личность — человек, но не всякий человек есть личность. Скажем, психически ненормальный человек не есть личность. Чтобы стать личностью, надо обладать определенными чертами. Прежде всего, личность должна обладать разумом. Личностью является конкретный человек как носитель разума, сознания. Чем полнее у человека развито сознание и его высшая форма — самосознание, тем ярче и полнее выглядит личность.
Другая черта личности — ориентация в обществе. Она непосредственно связана с разумом. Разумный человек не только ориентируется в обществе, но и приносит определенную пользу ему. Следующей чертой личности является личное достоинство. Настоящая личность уважает достоинство других и требует уважения к себе. Беспринципный человек, постоянно приспосабливающийся к изменившимся социальным условиям и не имеющий собственного мнения, а повторяющий чужие мысли, собственно говоря, не есть подлинная личность. Настоящая личность имеет свое 24
лицо, свои убеждения, принципы и готова их отстаивать в любой ситуации. Еще одна черта личности — способность нести ответственность за свои поступки и действия. Безответственный человек, строго говоря, не есть личность. Подлинная личность чувствует свою ответственность перед семьей, коллективом и обществом.
Все перечисленные черты личности являются атрибутивными свойствами любой личности, но они проявляются по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий и природных задатков самой личности.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1148;