Каковы основные направления современной общественной

Мысли?

Современное обществознание характеризуется тем, что в отличие от прошлых времен в нем нет крупных фигур, внесших огромный вклад в науку. Но можно выделить три основных направления общественной мысли в современную эпоху: марксизм, постмодернизми неолиберализм.

Марксизм как теоретическое течение возник в XIX в. Его основопо­ложниками были К. Маркс и Ф. Энгельс. Но в XIX в. было много соци­альных теорий. Почему же они устарели, а марксизм нет? Почему мар­ксизм до сих пор занимает одно из центральных мест в обществознании? Почему по опросам читателей, ученых, вообще интеллектуалов Маркс был объявлен самым великим мыслителем второго тысячелетия? Дело в том, что фундаментальные положения любой теории — естественной или общественной — всегда актуальны и в этом смысле никогда не уста­ревают. Скажем, гелиоцентрическая система была открыта Коперником в XVI в. Но она никогда не устареет, потому что отражает природные реа­лии, на которых основываются все современные физические теории. Бо­лее того, благодаря открытию Коперника успешно осваивается космос. Примерно такую же роль играет для общественных наук и открытое Мар­ксом материалистическое понимание истории. До Маркса философы ис­ходили из решающей роли идей. Например, французский мыслитель


XIX в. Конт прямо писал: «Не читателям этой книги я считал бы нужным доказывать, что идеи управляют и переворачивают мир, или, другими словами, что весь социальный механизм действительно основывается на убеждениях»1. В противоположность Конту и другим философам, подхо­дившим идеалистически к изучению общества, Маркс выдвинул материа­листический тезис. Он писал: «В общественном производстве своей жиз­ни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не завися­щие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономиче­скую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юри­дическая и политическая надстройка и которому соответствуют опреде­ленные формы общественного сознания. Способ производства матери­альной жизни обусловливает социальный, политический и духовный про­цессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наобо­рот, их общественное бытие определяет их сознание»2. Иначе говоря, лю­ди в первую очередь должны производить материальные ценности, т. е. обрабатывать землю, выращивать разные овощи, фрукты, пшеницу, куку­рузу и т. д., выпускать одежду, строить жилье. В противном случае они просто-напросто не выживут и вымрут. Производство материальных благ — это основа жизни. И пока существует человечество, необходимо будет прежде всего производить материальные ценности. Поэтому мате­риалистическое понимание истории всегда будет играть ключевую роль в исследовании общественной жизни. Экономика — это своего рода Солнце, а все остальные сферы общественной жизни — политика, духов­ная жизнь, философия, право, наука и т. д. — являются как бы планетами, вращающимися вокруг Солнца. Конечно, эти сферы, как и планеты, от­носительно автономны и оказывают большое влияние на экономическую сферу.

Другой фундаментальный тезис Маркса — это роль производитель­ных сил в истории человечества. Маркс считал производительные силы основой всемирной истории. Чем выше уровень производительных сил, тем больше продукции производится в единицу времени, следовательно, тем богаче общество. Этот тезис подтверждается на примере современ­ных развитых государств, достигших благодаря высокому уровню разви­тия производительных сил огромных успехов.

В связи с производительными силами Маркс писал о превращении науки в непосредственную производительную силу. Это утверждение Маркса тоже подтверждается современной ролью науки в общественной жизни. Те государства, которые обладают высоким научным ПОТенциа-

ЛЪи/я О. Курс положительной философии. СПб., 1900. Т. 1. С. 21. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6-7. 18


лом, стабильно развиваются, те же государства, которые не имеют такого потенциала, не имеют особых перспектив.

Если взять Марксов подход к изучению сущности человека как сово­купности всех общественных отношений, то и этот тезис актуален, как и сто лет назад. Благодаря такому подходу было доказано, что процесс антропогенеза, т. е. происхождения человека и социогенеза, т. е. происхо­ждения общества, есть единый процесс. Человек как человек формирует­ся только в обществе. Поэтому в качестве исходной категории нужно брать общество, а не человека. Общество — ключ к объяснению человека, а не наоборот.

Важную роль играет учение Маркса о социальном равенстве. Совре­менное общество развивается неравномерно. Сотни миллионов людей не в состоянии удовлетворить свои элементарные потребности, в то время как небольшая кучка людей имеет миллиардные состояния. Поэтому идет явная или скрытая борьба между богатыми и бедными и в этой борьбе бедным помогает марксистская теория. Ясно, что, пока не уста­новлено социальное равенство, марксизм будет актуален и современен.

Постмодернизмпоявляется в конце 60-х годов прошлого века во Франции, затем распространяется во всем мире. Можно сказать, что в со­временном обществознании решающую роль играет постмодернизм. В искусстве, в архитектуре, в философии, истории, политологии, художе­ственной литературе и других гуманитарных сферах главную скрипку иг­рает постмодернизм.

В философии крупнейшими постмодернистами являются Делёз, Гва-тари, Рорти, Лиотар, Серр, Бодрийар и другие.

Постмодернисты совершили «радикальный разрыв с Просвещени­ем, с верой в разум, в бесконечный прогресс, который пропагандирова­ли просветители XVIII в. Характерные черты постмодернизма: отказ от иерархического характера различий: все мифы, все истории, все куль­туры, все формы жизни имеют собственную ценность, и поэтому нет ие-рархизированных ценностей. Для постмодернистов все в мире относи­тельно. Нет ни добра, ни зла, ни гуманизма, ни антигуманизма, ни спра­ведливости, ни несправедливости. Постмодернизм отвергает иудео-хри­стианскую историю, философию Гегеля, позитивизм, теорию обществен­ного прогресса просветителей XVIII в., социализм, марксистскую тео­рию, эволюционистские концепции, которые якобы претендовали на то, чтобы привести человечеству к светлому будущему. Он также отвергает деление мировой истории на прошлое, настоящее и будущее. Это связа­но в основном с тем, что он отрицает какой-либо прогресс в движении человеческого общества. Настоящее представляется не как предвосхище­ние будущего, а как повторение одного и того же цикла.

Постмодернисты отвергают понятия классической философии — ра­зум, абсолют, истина, прогресс, противоречия, дискуссия и т. д. Они предла­гают, скажем, урегулирование тех или иных конфликтов путем перегово-


ров, консенсуса. Они выступают за толерантность, т. е. терпимость и вза­имное уважение. Здесь с ними нельзя не согласиться. Толерантность — это хорошо, консенсус — тоже хорошо, отсутствие конфликтов еще луч­ше. Но общество гораздо сложнее, чем это кажется постмодернистам. В нем действуют люди, преследующие свои цели. Эти цели не всегда сов­падают, более того, они нередко противоречат друг другу.

Постмодернисты отрицают классические средства исторического по­знания. Прежде всего, они отвергают объективный характер историче­ского прошлого, представляют его как искусственную конструкцию с по­мощью языка. Они также отвергают достоверность исторических источ­ников и фактов. Они размывают границы между фактом истории и вы­мыслом. Они считают, что нет никакой исторической истины и все ин­терпретации прошлого равнозначны. Эра постмодерна — это эра пусто­ты, мещанства и наслаждения. Но чтобы, скажем, наслаждаться искусст­вом, надо его превратить в псевдоискусство. Наслаждаться классической музыкой - великое дело. Она обогащает духовный мир человека, делает его добродетельным и гуманным. Но наслаждение классической музыкой требует музыкальной подготовки, усидчивости и самодисциплины. Не ка­ждый человек может и хочет готовить себя к тому, чтобы слушать музыку великих творцов культуры. Постмодернизм, отрицающий иерархию цен­ностей, как раз и внушает людям, что поп-музыка и есть тот вид искусст­ва, который приносит наибольшее наслаждение. Причем в отличие от классической музыки поп-музыка, особенно в ее современном виде, не требует никаких усилий от слушателя. Ее можно слушать в любом месте и в любое время. Она не обогащает человека духовно, но этого и не тре­буется. Главное - наслаждение, а не духовное обогащение.

В эру постмодерна происходит переоценка ценностей. Если в эпоху модерна такие моральные ценности, как порядочность, героизм, любовь к труду, целомудрие, гуманность и др., высоко ставились людьми, то в эпоху постмодерна они потеряли свою значимость. Ныне героизм нико­го не трогает (молодые люди не выражают особого восторга, когда им рассказывают о героях Великой Отечественной войны), труд как созида­ние презирается, порядочность воспринимается как неудача, целомудрие представляется как комплекс неполноценности, продается естественная красота человека, а обладатель этой красоты становится богатым и ува­жаемым человеком, творцы же подлинных ценностей могут оказаться в маргиналах. Теперь пропагандируются антиценности: алчность, стрем­ление к беспредельному богатству, неуважение к униженным и оскорб­ленным, проституция, гомосексуализм, наглость и т. д. и т. п.

Эпоха постмодерна — это эпоха космополитизма и игнорирования патриотизма. Глобализация ведет не только к исчезновению националь­ных границ, но и к игнорированию патриотизма. Теперь, оказывается, не надо проявлять патриотические чувства, не надо любить Родину, не надо хранить и приумножать национальные культурные ценности, не надо со-20


блюдать национальные обычаи и традиции. Теперь неважно, где ты ро­дился, важно, где тебе больше платят, где ты комфортнее чувствуешь се­бя, где ты получаешь больше наслаждения. И если на твою историческую Родину совершена агрессия, то необязательно ее защищать, ведь ты — гражданин всего мира, а не какого-то отдельного государства.

Постмодернисты выступают с позиции нигилизма и релятивизма. Они критикуют почти все фундаментальные положения классической философии. Действительно, без критического анализа предшествующих философских течений и философских методов исследования нельзя ре­шать возникшие проблемы. Повторяю еще раз: без постоянного обновле­ния логического аппарата, философских категорий, без преодоления ус­таревших философских положений нельзя двигаться вперед, нельзя раз­вивать философию. Но критика критике рознь. Абсолютное отрицание, кроме вреда, ничего не дает для приращения философских знаний. Пост­модернистские словесные упражнения, игра в слова, переворачивание ис­торической действительности под видом ее новой интерпретации тянут философию не вперед, а назад. Поэтому постмодернистская филосо­фия — это философия, зовущая в никуда, она видит тупиковую ситуа­цию, критикует ее, но не предлагает выхода из нее.

Как уже отмечалось, постмодернизм охватил целый мир — от искусст­ва, гуманитарных дисциплин до естествознания. Он вытеснил рационали­стическое мышление и все превратил в пустой дискурс. Постмодернисты излагают свои мысли сумбурно и непонятно, а между тем все, что непо­нятно, не всегда глубоко. Но ведь не только краткость сестра таланта, но ясность тоже сестра таланта. Кроме того, не следует забывать, что ясно изложенные мысли способствуют росту знаний, тогда как туманно сфор­мулированные мысли могут бесконечно воспроизводиться и никакому росту знаний не способствуют.

Постмодернисты отвергают логику и реалии жизни. Они руковод­ствуются иррационализмом, ничего общего не имеющим с научными, ра­ционалистическими методами исследования объективного мира. С точки зрения постмодернистов, все духовные ценности относительны и равно­ценны. Скажем, картины Ван Гога ничуть не лучше картин уличного жи­вописца, или стихи гениального Пушкина ничуть не лучше стихов по­средственного поэта, или классические оперы ничуть не лучше уличных песен. Эти псевдомысли привлекают многие слои общества и, прежде всего, маргинальные группы, которые потеряли веру в идеалы равенства и справедливости. Они находят в постмодернизме благодатную почву, по­тому что он отвлекает от реальных проблем и главное внимание уделяет не рациональному объяснению существующих трудностей общественной жизни, а упражнениям ума и анализу различных текстов. «Левые» пост­модернисты, отказавшись от классического философского наследия и проповедующих иррационализм и релятивизм, фактически разоружают те социальные движения, которые к ним тянутся.


Распространение постмодернизма привело к тому, что вместо серьез­ного анализа социальных, экономических, политических, культурологиче­ских, исторических и иных проблем сегодня гуманитарные науки завязли в пустых дискурсах и спекулятивных рассуждениях. Историческая наука, в которой факты истории отвергаются и миф и научные данные объявля­ются синонимами, никому не нужна. Гуманитарные науки просто-напро­сто не развиваются, потому что в них нет роста знаний.

Постмодернистская философия фактически уничтожает филосо­фию. Постмодернисты лишают ее мировоззренческих и гносеологиче­ских функций. Они сводят ее к бесконечному дискурсу, к словесным уп­ражнениям и пустым разговорам. Постмодернизм в философии не дает новых знаний. Он может непрерывно воспроизводить одни и те же дис­курсы. Он не ставит проблем, без чего вообще немыслима никакая наука, никакая философия.

Неолиберализм— очень распространенное в современном мире теоре­тическое течение. Главные теоретики неолиберализма — Милтон Фрид-мен и Фридрих Хайек.

Истоки либерализма восходят к античной философии, когда свобода человека ставилась превыше всего. Но либеральные идеи как таковые возникли в XVII-XVIII вв., когда происходило бурное формирование буг> жуазных общественных отношений. Капитализм не может развиваться без личной инициативы, а это возможно только в условиях свободы. По­этому такие философы, как Локк, Вольтер, Гольбах, Руссо и другие, глав­ным условием жизни человека провозгласили личную свободу.

Либерализм исходит из того, что государство не должно вмешиваться в экономическую деятельность индивидов. По мнению либералов и не­олибералов, рынок решит все проблемы, стоящие перед обществом, и ни­какого государственного регулирования экономики не требуется. Госу­дарство также не должно вмешиваться в духовную и социальную сферы жизни людей. И там рынок отрегулирует все проблемы. Задача государст­ва заключается лишь в том, чтобы контролировать соблюдение общих правил поведения людей и защищать права личности. При этом либе­ральное понимание свободы не означает произвол. Свободы заслуживает лишь тот, кто действует в рамках общепринятых законов и кто чувствует свою ответственность.

Неолиберальные теории игнорируют национальные традиции разных народов и цивилизаций. Западные и восточные традиции отличаются друг от друга. На Востоке, например, государство всегда играло важную роль во всей жизни общества. В восточных странах, в том числе в Рос­сии, больше верят не правовым законам и нормам, а правителям, высту­пающим от имени государства. Неолибералы также абстрагируются от современной западной реальной действительности. Во всех западных странах правительства не выступают в роли пассивных наблюдателей за всем тем, что происходит в обществе. Они, когда надо, вмешиваются не только в экономическую жизнь, но и в духовную и социальную. Это осо­бенно наглядно проявляется в эпоху глобализации.









Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1073;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.