Канем-Борну
Процесс формирования племенных союзов и развивавшихся на их основе централизованных государственных образований происходил очень рано и в районе озера Чад, древнем центре неолитической цивилизации. К югу от озера, в болотистой местности в междуречье Шари и Логоне, археологи раскопали интересные материалы периода позднего неолита, принадлежавшие народу сао. Сао оставили не одни только искусные изделия высокоразвитого гончарства и терракотовые фигурки, они умели обрабатывать высоко ценимые металлы — бронзу и медь. Каста кузнецов пользовалась у них большим почетом. Нет, однако, никаких указаний на то, что сао, населявшие с VIII по X в. южный и восточный берега озера Чад, достигли высоких форм общественной организации. Напротив, они очень рано стали жертвами набегов правителей Канема-Борну, и с XIII в. упоминания о них полностью исчезают из источников.
Район озера Чад в I тысячелетии н. э. был не только важным центром развития неолитической культуры. Здесь оседали многочисленные кочевые племена теда (тубу) и канури, здесь их родовая знать вела войны с соседними негроидными племенами и народами. В конце концов в VIII в. (?) правителям династии одного из племен теда удалось подчинить своей власти ряд одноязычных племен из области Тибести и родственные им народности с берегов озера Чад, говорившие на языке канури. Государство Канем с центром и столицей в Нджими находилось к востоку и северо-востоку от озера Чад.
В первые столетия после воцарения правящая династия Сефува укрепила свое положение, проводя политику экспансии и централизации власти. Одной из основ ее могущества было то, что она рано захватила контроль над торговлей с другими государствами и над караванными путями, ведшими на север через Феццан (Ливия), а на восток через оазисы Дарфура к Нилу и далее, до Сомали. Извлекавшиеся прибыли давали царской фамилии и знати значительные экономические преимущества. Во второй половине XI в. правитель Канема Хуме (1085—1097) принял ислам и тем укрепил внутреннее устройство своего государства. Он призвал ко двору многих мусульманских ученых. Его сын Дунама (1097— 1150) (?) дважды предпринимал паломничество в Мекку, во время третьего путешествия в священный город он погиб перед высадкой на Аравийский полуостров. Ему приписывают введение конного войска, состоявшего первоначально из арабских воинов, а впоследствии из рабов.
Наибольших размеров древнее государство Канем достигло при май (с XII в. — титул правителя) Дунама Диббалами, правившем с 1221 по 1259 г. Чтобы подчинить себе движение караванов по великому транссахарскому пути, соединявшему озеро Чад с Триполи, правитель Канема вел нескончаемые войны за расширение сферы своего влияния. Располагая конным войском в 30 тысяч человек — это число, безусловно, несколько преувеличено в источниках, — царь Канема раздвинул границы своих владений на севере до Феццана, на юге до современного Дикоа (область расселения сао), на востоке до Вадаи, на западе до границ государств хауса. В это время существовали оживленные экономические и политические связи с Северной Африкой и Египтом. В 1257 г. царь послал подарки правителю Туниса, в том числе жирафу, — «от царя Канема и господина Борну». Посольство из Канема произвело в Тунисе большое впечатление.
В начале XIII в. государство Канем приобрело необычайно большое значение. В уже упоминавшемся каталанском атласе, представляющем очень большой интерес, на карте Судана наряду с царем Мелле, или Мали, изображен только правитель Канема. Один из лучших знатоков истории Канем-Борну, И. Юрвуа, заметил: «Сефува заботились не только о военном могуществе своего государства. В средние века Канем воистину был средоточием цивилизации в Центральном Судане, как преемник Ганы — Мали в Западном Судане».
Во внутреннем социальном и политическом строе Канема много сходства с другими западносуданскими государствами. Правители главных провинций, часть которых передавала свой титул по наследству, на первых порах были в основном членами царской фамилии, т. е. царского рода. Трон передавался по мужской линии, хотя еще были живучи и пережитки материнского права. Царский совет (ногена) имел решающее слово в вопросах законодательства и управления. Рабский труд применялся в патриархальной форме — в домашнем хозяйстве, а также в специальных поселениях.
Уже при май Диббалами феодальные распри и сепаратизм аристократии, особенно же членов царского дома, подрывали внутреннее единство государства. Этому способствовали и центробежные тенденции и восстания некоторых племен теда и булала. Именно булала вынудили правящую династию (в XIV в. один за другим были убиты в разные годы четыре царя) покинуть в конце XIV в. собственно Канем, находящийся к северо-востоку от озера Чад, и обосноваться к западу от озера, в Каго. Теперь центром государства стало Борну, населенное в основном канури. Булала правили Канемом до конца XV в. Только Идрису II (1504— 1526) удалось вернуть Канем и вновь включить в свои владения столицу Нджими.
Но на этом, втором этапе возвышения государства Канем-Борну резиденцией царей династии Сефува остался Борну. При Идрисе Алома (1571 —1603) были восстановлены прежние границы государства, т. е. оно расширилось. Был покорен Аир, во временную зависимость попал хаусанский город Кано. Войска Канема-Борну заняли оазис Кавар на пути к Феццану, имевший немаловажное значение благодаря богатым залежам соли и соды. Хроника и другие исторические источники изобилуют сообщениями о непрекращающихся восстаниях тубу и булала. Май Идрис и его преемники пытались подавить волнения, переселяя целые племена и принимая другие решительные меры. В XVII в. царю Борну платило дань и Багирми, хотя в это же время Дарфур в правление мусульманской династии Кейта добился независимости. В последующие столетия государство Канем-Борну, как и многие его соседи, переживало упадок, отмеченный внутрифеодальными междоусобицами.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 689;