Царства моси и города-государства хауса
С XI—XII вв. военные союзы племен или ранние государственные образования возникали и в области между излучиной Нигера и верхним бассейном Вольты. Жившие здесь моси вошли в историю Судана благодаря тому, что создали два небольших государства: Уагадугу и Ятенга. Государства эти могли гордиться сравнительно высоко организованной системой администрации, но во многих других областях общественной жизни они оставались на поздней стадии дифференцированного первобытнообщинного строя. Так, торговля не получила у них существенного развития, и занимались ею купцы из сараколе и мандинго. Ислам не смог здесь потеснить родовые и племенные религии и культы правителей.
История этих немусульманских государств известна очень мало, хотя в суданских хрониках и сообщениях рано появляются известия о новом государстве, Ятенге, которое совершало военные набеги на ближние торговые города в богатой долине Нигера. В начале XIV в. племена моси из Ятенги часто нападали на Томбукту, а в конце XV в. правитель моси Насодоба попытался захватить города Багана * (* Багана — не город, а историческая область к северо-западу от средней дельты р. Нигер.) и Валата. Однако сонгайские цари успешно отражали эти и другие военные предприятия моси на территории их владений.
Кроме того, португальские путешественники, посещавшие побережье Гвинеи, сообщали о существовании в глубине материка государств моси и дагомба.
На северо-западе современной Нигерии и в значительной мере на территории Республики Нигер начиная с X в. развивались города-государства хауса. В некоторых местных хрониках, составленных иногда на арабском языке, но чаще на языке хауса, излагается история отдельных городов. К сожалению, в начале XIX в., когда при Османе дан Фодио в городах хауса к власти пришла аристократия фульбе, многие документы были уничтожены. Остались лишь скупые местные сообщения, в том числе хроника Кано. По сведениям, относящимся, вероятно, к XVI в., еще в глубокой древности существовало семь городов-государств, «основание» которых легенда приписывает сыну и шести племянникам правительницы торгового города Даура.
Действительно, в Дауре, Гобире, Бираме, Каципе, Зарии, равно как в Кано и Рано, издавна образовались важные центры торговли и ремесла, где правили так или иначе связанные между собой династии. Две из них легенда называет «царями рынка». В Кано и Рано, где производились преимущественно ткани, правящие династии носили титул «цари индиго». Гобир, «царь войска», заботился о защите других городов, особенно от постоянно угрожавших с севера племен туарегов и тубу. Шестой брат, правитель Зарии, поставлял остальным царям рабов, а потому назывался «повелитель рабов». Кроме того, существовало, очевидно, еще семь населенных родственными племенами и народами «незаконных» владений (Кебби, Замфара, Илорин, Нупе, Гвари и др.), где хауса находились в меньшинстве.
Хотя содержание легенд требует критической оценки, они несомненно отражают некоторые специфические особенности общественного и социального строя хаусанских государств. Прежде всего они создают впечатление некоего единства, как если бы различные города хауса составляли одно государство. Обнесенные толстыми крепостными стенами, города с их пригородами представляли собой самостоятельные округа со своей администрацией и своим правителем. Глубокая экономическая и социальная дифференциация привела к выделению в них хорошо организованных государственных органов власти, наследственной знати и устойчивых династий. Об этом свидетельствуют многочисленные городские хроники, в основном восстановленные лишь в XIX в. на основе устных преданий, рассказы Ибн Баттуты, относящиеся к середине XIV в., и Льва Африканского, жившего в XVI в. Хроника Кано сообщает, что при правителе Нагуджа (1194—1247) уже взимались постоянные налоги; они составляли одну восьмую часть урожая, собиравшегося деревенскими общинами крестьян в подвластных Кано областях.
В источниках прослеживается систематическое использование «рабского» труда в типичной для Западного Судана форме. Царь («сарки») Кано Тсамиа (1307—1343) получил однажды в качестве дани 200 рабов из числа военнопленных. Галадима (мажордом царя и высший сановник) Даура после успешных походов в южные области посылал своему господину Абдулахи Бурджа (1438—1452) тысячу рабов ежемесячно. Наблюдавшаяся и в других государствах Западного Судана система эксплуатации рабов путем поселения в специальных деревнях являлась важной экономической опорой трона. Даура, например, по возвращении из южных походов основал 21 поселение по 500 рабов обоего пола в каждом. Селения эти подчинялись непосредственно царю, если он не передавал их царским чиновникам или иногда высокопоставленным мусульманским священнослужителям. Рабов заставляли обрабатывать государственные земли и вносить ренту типа феодальной.
Описывая свое пребывание в некоторых государствах хауса, Лев Африканский сообщает в 1507 г. о большом количестве богатых купцов, ведших широкую караванную торговлю через Аир и медные копи Такедды с Северной Африкой. Среди товаров выше всего ценилась медь, из которой ремесленники делали предметы искусства и маски умерших, особенно на юге, в среднем течении Нигера, где жили нупе, и у йоруба. Предметами вывоза из городов хауса служили в первую очередь изготовленные в местных ремесленных мастерских металлические и кожаные предметы и прекрасные хлопчатобумажные ткани цвета индиго. Они и по сей день составляют славу этих мест. В больших ткацких мастерских и красильнях, обнесенных стенами, трудились в основном рабы. Ислам распространялся, по-видимому, медленно и только в XIV в. достиг заметных успехов. Царь Кано Румфа (1463—1493) сделал ислам государственной религией. Он разрушил старые храмы и построил большие мечети.
XVI век был важным этапом в истории государств хауса. В этот период усилилось классовое расслоение общества, укрепились государственные формы организации, отдельные государства хауса сплотились теснее благодаря употреблению общего языка. В начале XVI в. Кано, Кацина, Зариа и Замфара были покорены аскией Мухаммедом I и стали данниками государства Сонгай. Сообщение Льва Африканского о подчинении городов хауса представляется вполне правдоподобным, хотя «Тарихи» Томбукту и хроника Кано умалчивают об этих событиях* (* Хроники Томбукту упоминают о подчинении Кацины в 1513—1514 гг.; «Тарих ас-Судан» сообщает также о походе на Кацину в 1554 г.). Кацина, а впоследствии и остальные хаусанские города вновь получили независимость в 1554 г., после победы при Карфате. Таковы исторические факты.
С ними тесно связаны такие явления, как временное объединение в борьбе за независимость против Сонгайской державы обычно враждовавших между собой городов-государств хауса, консолидация народности хауса и официальное применение ее самоназвания. Кроме того, есть все основания заключить, что многочисленные легенды о «настоящих» и «ненастоящих» государствах хауса возникли в период войн с государством Сонгай, а следовательно, должны быть датированы XVI в. Нет сомнений, эта оборонительная борьба представляла собой совместное выступление вовне, в основе которого лежало определенное феодальное чувство «национальной» общности. Но в последующие годы эта чувство общности весьма быстро снова уступило место партикуляризму городов-государств при номинальном признании верховной власти одного из них или соседнего Борну.
В XVII—XVIII вв. то одно, то другое государство хауса выдвигалось как узловой пункт караванной торговли, а следовательно, и как важный политический центр. После того как из-за распада государства Сонгай изменились маршруты караванов в Центральном Судане, в наиболее выгодном положении оказалась Кацина, цветущий центр торговли и мусульманской науки, но и ей пришлось отстаивать свои позиции в ожесточенной борьбе с Кано за контроль над транссахарской торговлей. В XVIII в. выдвинулся и стал ведущей политической силой среди городов-государств хауса Гобир. Но единства между ними по-прежнему не было, и то и дело возникали конфликты.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 848;