Многообразие типологий культур в современной науке. Типология и классификация.
Когда сравниваются культуры, возникает вопрос, по каким признакам они сопоставляются. В современной культурологии нет общепринятого критерия, с помощью которого можно было бы объединять культуры в те или иные типы. Как определить автономность и самобытность культуры? Прежде чем ответить на этот вопрос, важно установить, что служить единичным культурным фактом (или «артефактом», как называют некоторые современные исследователи культуры) в ткани любой самостоятельной культуры. Многие культурологи сетовали именно на то, что в культуре невозможно выделить что-то вроде атома или гена. Предмет или поступок становится культурным феноменом, если он обретает смысл. Подразумевается, что такое явление культуры что-то означает. Скажем, Венера Милосская для человека, не понимающего заключенного в ней художественного значения, представляет собой лишь кусок мрамора, обладающий геометрической формой и определенными свойствами. Как писал российский социолог Сорокин, «религиозная ценность превращает маленький кусочек дерева в «чурингу» - священный тотем. Кусок материи на палке, символизирующий национальный флаг, заставляет человека жертвовать своей жизнью. Болезненный человек, провозглашенный монархом или папой, становится могущественным и священным.
Если же он свергнут, он лишается своей социокультурной ценности, и его могущество, функции, социальное положение и личность коренным образом изменяются: из величества или святейшества он превращается в презренного и ненавистного изгнанника». Единичные культурные феномены связаны между собой. Материальные предметы могут лежать на дороге, будучи случайно оброненными прохожими. Единственная связь между ними - пространственная близость. Однако можно указать такие совокупности предметов, феноменов, процессов культуры («артефактов»), которые образуют причинно обусловленные, взаимосвязанные культурные единства, или системы. Культурные феномены можно перечислить, но полученная таким образом совокупность вовсе не является законченной системой. Классификация отличается от типологии. Классификация, прежде всего, рождается на эмпирическом уровне. Иначе говоря, перед нами ряд культурных феноменов, которые нужно как-то сгруппировать. Типология же возникает как плод исследовательских усилий, как построение идеальной (абстрактной модели). Когда мы говорим «культура Возрождения», «культура Просвещения», «культура романтизма», то имеем в виду не только нечто вроде фактов и обнаружений культуры, но и определенную условную данность. Иначе говоря, классификация строится по узкому, а типология - по предельно широкому основанию. Классификация - это объединение различных фактов культуры по явным, видимым «невооруженным глазом» признакам; типология же - по существенным «глубинным признакам», как правило, скрытым от взгляда «непосвященных», не обнаруживаемых на уровне обыденного (не научного) сознания. Перечисление в типологии обычно исчерпывает себя. Ни об одной типологии нельзя сказать, что она единственно верная. Дело в том, что возможны различные подходы к систематизации культуры и культурных феноменов. Однако у типологии всегда есть базовое основание. Иначе говоря, у признаков должен быть обнаружен единый фундамент. Таких оснований может быть много, например, связь с религией (культуры религиозные и светски); религиозная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская и пр.); на основе места в ней традиции («теплые», традиционные культуры и «холодные», модернистские); на основе связи с социальной структурой (культуры в различных обществах) и пр.
Типология(от греч. typos - отпечаток, форма, образец) - способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание и объяснение культурных комплексов, выявление закономерностей их строения и развития.
Типология культуры должна осуществляться на основе определенного критерия, который стал бы единым логическим основанием выделения культурных типов. В силу чрезвычайной сложности и многогранности культуры таких критериев может быть несколько.
Например, исторический критерий связан с рассмотрением культуры с точки зрения ее развития во времени и определением места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Этнический критерий предполагает выделение культурных комплексов, присущих различным этносам. Сословно-классовый критерий направлен на выявление культурных особенностей различных социальных групп, отличающихся по своему статусу в общественной иерархии (отношение к собственности, размер дохода, престиж).
Таким образом, типология культур строится на основании таких критериев, как: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность (культуры
Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая (рус-
ч и v. тц .лу_ екая, французская); принадлежность "(культура традиционного, индустриального, постиндустриального обществ); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества и вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 994;