Влечение и произвол
Практическое чувство переходит в стремление человека привести окружающий мир в соответствие с его собственным пониманием того, как он должен быть устроен. При этом стремления вступают в диалог со склонностями человека, которые складываются из его природных задатков, образования и жизненного опыта. Стремлений может возникать много, но не все они будут соответствовать склонностям человека, которые также обладают внутренней тенденцией не оставаться в скрытом состоянии, а быть реализованными. Поэтому стремления и склонности человека требуют поиска компромисса.
Единство стремлений и склонностей человека принимает форму влечения. Влечение снимает импульсивность и разномастность стремлений и делает своим содержанием те из них, которые согласуются со склонностями человека. Каждый человек самостоятельно определяет свои влечения. Реализуются же они (влечения) посредством практической деятельности.
Дело, которому человек полностью отдаёт себя, составляет его страсть. Страсть, в отличие от влечений, не бывает ни доброй, ни злой. Она означает лишь то, что человек весь свой интерес, весь свой талант и характер вкладывает в то дело, которому служит. Без страсти никогда не создавалось ничего великого и достойного.
Влечений может быть много, а жизнь одна. Какому из них отдать предпочтение? Все они являются собственностью человека, все они дороги для него, но необходимо делать выбор. Дойдя до этого пункта своего развития, воля человека становится произволом.
Являясь хозяином всего содержания своей воли, человек может не заботиться об обосновании своего выбора со стороны внешних обстоятельств жизни. Он может отдать предпочтение любому своему влечению исходя только из самого себя. У произвола есть лишь одно обоснование: "Это – мои влечения, и я выберу то, которое захочу". Про-из-вол – это ещё не свобода воли, но это уже предваряющая её ступень.
Счастье
Процесс формирования понятия счастья содержит в себе три этапа.
1. Вначале мы понимаем счастье как цель целей человека. Имея много влечений – человек видит свою задачу в том, чтобы реализовать каждое из них. Такое предполагание возможности полного удовлетворения всех своих влечений даёт нам определение счастья.
Все наши влечения дороги нам, и мы хотели бы реализовать каждое из них. Но чем богаче и содержательнее наши влечения, тем больше времени и сил они требуют для своей реализации. – Не случайно говорят, что для счастья нужны силы. – Однако мера человеческой жизни не беспредельна. Поэтому из всей палитры своих влечений человеку приходится выбирать лишь те, которые наиболее близки его задаткам и наиболее значимы для него в плане их творческой отдачи. А это значит, что ради реализации одних влечений человеку приходится на время отодвигать в сторону другие и совсем забывать про третьи.
В результате оказывается, что счастье, понимаемое как цель целей человека, недостижимо. По ходу своей жизни мы скорее упраздняем это понимание, чем утверждаем его. И всё равно никогда не приходим к согласию с собой. Жизнь постоянно меняется, реализуются одни влечения, но появляются другие. Как ещё в древности было сказано мудрецом Солоном: "Назвать счастливым человека живущего – всё равно что объявить победителем человека, ещё продолжающего сражаться".
2. В итоге первоначально предполагаемая полнота реализации всех влечений уступает место лишь некоторым из них, но зато таким, которые наиболее дороги нам и которые реально осуществимы. Тем самым суть понятия счастья становится близкой этимологическому смыслу этого слова с-частью. Счастливый человек – это тот, кто живёт с-частью тех своих влечений, которые он смог реализовать, и которые, следовательно, оказались востребованными также и со стороны общества.
Что же касается тех влечений, с надеждой на реализацию которых нам приходится расставаться, то поначалу эта потеря вызывает у нас чувство горечи. Однако, оглядываясь назад, мы начинаем понимать, что хотя и не осуществилось многое из того, что хотелось бы, но именно благодаря этому нам удалось сделать то, что мы сделали. Бесконечное противоречие между ностальгией по прошлому и эйфорией надежд, связанных с будущим, снимается за счёт появления у нас положительного отношения к настоящему: "Мало быть счастливым, надо ещё знать об этом".
3. Истинным победителем в этой внутренней борьбе человека с самим собой за своё счастье становится осознание того, что сама возможность выбора своих влечений – это и есть подлинное счастье. Действительное, а не воображаемое счастье заключено в свободе выбора своих влечений, в возможности самостоятельного определения своего пути.
Свобода – это уже не произвол. Произвол исходит только из субъективного содержания воли человека и не заботится об обосновании своего выбора, тогда как свобода имеет своим условием разумное обоснование выбора как со стороны субъективной природы человека (его склонностей и образования), так и со стороны объективных обстоятельств его жизни (потребностей общества). Произвол становится свободой только через соединение влечений человека с потребностями того общества, в котором он живёт.
ТЕМА 13. Свобода
В истории человечества никакое другое понятие не отличалось такой неопределенностью смысла, как свобода. И вместе с тем именно под знамёнами свободы люди творили свою историю: воевали и мирились, строили и разрушали, клялись и предавали, страдали и шли на смерть. Так что же означает слово свобода? Нас здесь интересуют не какие-то частные случаи её проявления (свобода от чего-то или для чего-то), а её общее понятие, рассматриваемое в чистом виде.
Дух человека – это единство его души и сознания, проявляющееся в форме интеллекта и воли. В качестве интеллекта дух человека познаёт мир, в качестве воли он преобразует его. В основе обеих форм деятельности – и интеллекта, и воли – лежит мышление, которое в себе всегдасвободно. В какую бы смирительную рубашку ни одели человека, в какие бы кандалы его ни заковали, в своём мышлении он всегда свободен.
Поскольку вся сознательная деятельность человека – и теоретическая, и практическая – основана на мышлении, которое в себе всегда свободно, постольку и сам человек должен быть свободным. Понятие человека неотделимо от понятия свободы. Иначе говоря, являясь мыслящим существом, человек предназначен быть свободным.
Такова суть понятия свободы как таковой.
Животные не способны мыслить, поэтому в дикой природе свободы не существует. Там царствует жестокая необходимость. Каждая особь получает свою видовую определённость от рождения и остаётся подчинённой ей всю жизнь. Только человек свободен. Но и ему, чтобы стать таковым, пришлось пройти длительный путь развития. Свобода основана на свободном мышлении. Поэтому сначала человеку потребовалось овладеть таким мышлением. Большую часть этого пути между людьми существовали отношения господства и рабства, где свобода индивида была ещё сильно ограничена. Однако именно благодаря таким неравным отношениям формировались субъективные и объективные предпосылки для перехода человечества к подлинной свободе. (См.: реферат "Сознание".) К настоящему времени подавляющая часть народов уже находится на ступени всеобщего свободного равного самосознания, а значит – на ступени свободы.
Да, мы знаем, что и сегодня в некоторых странах ещё продолжают существовать отношения господства и рабства. Но мы говорим здесь не о реальном человеке, а о его понятии, о том, какова его суть согласно его понятию. Тот факт, что в ряде стран сохраняются отношения несвободы, говорит лишь о том, что реальная жизнь людей ещё не везде пришла в соответствие с понятием человека.
II. ОБЩЕСТВО
(Темы 14-17)
Как биологическое существом человек имеет право дышать, питаться, отдыхать производить себе подобных и уходить в мир иной. Как духовное существо он имеет право на воспитание и образование, на общение, на познание и преобразование мира. Все указанные определения принадлежат человеку согласно его понятию. Иначе говоря, в своей совокупности они представляют собой право человека быть человеком.
Вместе с тем человек не только имеет право быть человеком, т.е. соответствовать понятию человека, но и обязан быть таковым. Это значит, что права человека одновременно являются и его обязанностями.
Вот такое единство осуществляемых каждым человеком прав и обязанностей быть человеком, со всеми возникающими в ходе этого перипетиями, составляет жизнь человеческого общества, которую все мы творим и сменяющимися персонажами которой являемся
Определения общества:
а) право,
б) мораль,
в) нравственность: семья, гражданское общество, государство.
ТЕМА 14. Право
В сфере права все члены общества являются абстрактными правовыми лицами без учёта каких-либо их индивидуальных особенностей. Внутренние мотивы деятельности людей рассматриваются не здесь, а в учении о морали.
В отличие от морали, нормы которой существуют в виде позитивных предписаний ("поступай так", "делай эдак"), нормы права даны в форме запретов. Отсюда основополагающий принцип права: разрешено всё, что не запрещено.
Определения права:
а) право собственности,
б) право заключать договоры,
в) право на восстановление нарушенного права.
Собственность
В отличие от животных человек осуществляет свою деятельность с помощью каких-либо средств. В силу этого право собственности является неотъемлемым от него. Под средствами собственности не следует понимать только те вещи, которые имеют внешнюю форму: дом, мебель, машина, одежда и т.д. Собственное тело человека, его физические данные, духовные способности, знания, навыки, авторитет его имени и т.д. – всё это также является его собственностью.
Каждое правоспособное лицо имеет право быть собственником. Но равное для всех право быть собственником не означает равенства размеров собственности. Различие размеров собственности является естественной почвой развития правовых отношений в обществе.
Собственность, которая принадлежит единичному лицу, является индивидуальной. Собственность, которая принадлежит определённому кругу лиц, является коллективной, или акционерной. Собственность, которая принадлежит всем членам общества, является государственной. Государственная собственность – это развёрнутая форма акционерной собственности. Её совладельцами-акционерами являются все граждане страны, в интересах которых она существует и на налоги которых она содержится.
Право собственности одного человека на другого в современном мире не допустимо. В этом случае воля одного лица будет поглощать волю другого лица, собственное значение которого будет низведено до уровня вещи.
Договор
Человек имеет право как на свободное отчуждение, таки на свободное приобретение собственности. Не подлежат отчуждению жизнь, свобода и личность человека. Жизнь человека является неотъемлемым условием существования всех прочих его прав. С этой точки зрения церковь справедливо рассматривает нашу жизнь как дар Божий, ибо нет и не может быть среди прочих прав человека такого, которое распространяло бы своё действие на условие своего существования.
Точно так же не подлежит отчуждению по собственной воле свобода человека. Нельзя посадить самого себя в тюрьму или отсидеть назначенный срок за кого-то другого. Свободы лишает только суд и только за совершённые преступления.
Равным образом не подлежит отчуждению личность человека, которая определяется через его фамилию, имя, год и место рождения, родителей, образование, супружество, детей, генетическую карту и т.д. Перемена фамилии и имени представляет собой изменение анкетных данных, а не личности. Перемена пола касается только особенности чувства самого себя, но не касается сознательных определений личности.
В целях обеспечения свободного развития договорных отношений вся масса находящихся в собственности средств приводится к единому всеобщему знаменателю - показателю их стоимости, выраженному в денежных единицах. Деньги – это всеобщее средство собственности, которое имеет форму наличного бытия – купюр. Безналичных денег не бывает. Бывают безналичные расчёты, но и они всегда документируются, т.е. принимают форму наличного бытия.
Виды договоров:
- дарения,
- мены,
- обеспечения права собственности на отчуждаемую, либо приобретаемую вещь.
а) При договоре дарения одно лицо даёт согласие на отчуждение вещи, другое даёт согласие на принятие данной вещи в свою собственность.
б) В договоре мены каждая из сторон одновременно и отчуждает и приобретает средства собственности. Договоры мены бывают следующих видов:
- мена как таковая, при которой одна специфическая вещь или услуга обменивается на другую специфическую вещь или услугу.
- купля-продажа, при которой некоторая специфическая вещь или услуга обменивается на всеобщее средство собственности – деньги, и наоборот.
- обмен валют – всеобщее средство собственности (деньги) обменивается на всеобщее средство собственности.
в)По договору обеспечения права собственности лицо остаётся собственником полной или частичной стоимости (цены) вещи в её денежном выражении, но при этом оно:
- либо уже теряет право собственности на саму вещь в её натуральном виде,
- либо ещё не имеет права собственности на неё,
- либо сохраняет право собственности на данную вещь, только условно.
В первом случае мы имеем договор залога как таковой. Например: сдача личных вещей в ломбард или получение банковских кредитов под залог имущества.
Во втором случае мы имеем договор ипотеки, при котором лицо является собственником только той части стоимости вещи в её денежном выражении, которая уже оплачена им. Собственником самой вещи в её натуральном выражении оно становится только после выплаты всей суммы.
В третьем случае мы имеем договор поручительства, в котором при посредстве поручителя достигается то, что при договоре залога осуществляется посредством залоговой вещи.
Всё многообразие действующих в современном мире договоров сводится, в конечном счете, к рассмотренным выше видам.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1029;