Рюрик и начало Руси.

Держава Рюриковичей как раннефеодальная монархия.

Повесть временных лет наиболее авторитетная русская летопись – говорит о легендарном основателе русской княжеской династии – варяге Рюрике, который в 862г. был призван на княжение новгородцами, ввязавшимися в междоусобицу. Таким образом, северный союз восточнославянских и прибалтийских племен (приглашение Рюрику шло от двух славянских и трех угрофинских племен) образовал государство, посадив на княжение иноземную династию. Династия Рюриковичей просуществовала до января 1598г., когда умер последний Рюрикович – царь Федор Иоаннович – сын Ивана Грозного.

С 18 века идет спор о том, послужило ли призвание Рюрика на княжение началом русской государственности, и кто такие были варяги.

Сторонники т.н. «норманнской теории» (основатели – немцы-историки первой половины 18в. Миллер, Байер и Шлецер) считают, что варяги – это викинги-скандинавы, т.е. германцы и, следовательно, Русь обязана своей государственностью германскому влиянию, которое стало определяющим. В противовес норманнской теории «антинорманисты», вдохновителем которых стал еще М. В. Ломоносов, утверждают, что варяги лишь возглавили уже фактически сложившееся государство, а, кроме того, варягами считали и прибалтийских славян (вендов) и кельтов, и балтов.

Как бы то ни было, государственность возникает в результате ряда процессов внутри общества, с возникновением имущественного неравенства и социального расслоения. Поэтому, ни варяги, ни хазары не могли принести славянам государственности – борьба между ними лишь консолидировала славянские союзы, вошедшие в качестве государства в орбиту влияния варягов.

Сам по себе факт призвания чужестранцев служить новой стране ничуть не унижает русскую историю. Основать государство в один день невозможно – все предпосылки к его становлению и утверждению у северных славянских племен уже существовали. Оставалось сделать завершающий шаг – наладить механизм властвования с помощью той силы, что явилась бы нейтральной по отношению ко всем местным структурам. Вот эта миссия и выпала на долю Рюрика и варягов. Вдобавок, принципиально не может быть, что новгородские славяне передали власть над собой абсолютному иноплеменнику, поклонявшемуся другим богам.

 

Древнерусское государство.

Протогосударство Кия и договорное правление Рюрика – это предтечи государственности. Протогосударственное объединение ряда восточнославянских и финно-угорских племен точнее называть союзом племенных княжеств, т.к. название «княжество» отражает факт существования в этих общностях княжеской власти, а определение «племенные» – особенности их формирования в результате дробления и смешивания племен.

Говорить о Древнерусском государстве как именно о государственном образовании, можно начиная с момента завоевания Киева пришедшими с севера варяжскими князьями. Акт объединения восточнославянских земель решил сразу несколько задач русской государственности:

1.объединение восточнославянских земель по всему протяжении «Пути из варяг в греки».

2.создание прецедента для дальнейшего объединения восточных славян и других соседних этносов.

3.создание единого государства восточных славян.

4.значительное расширение территории и увеличение количества населения единого государства.

5.повышение статуса и роли восточнославянского государства в мире, и его влияния на политику соседних стран.

6.усиление контактов с соседними цивилизациями и культурами.

7.ускорение социально-экономического и политического развития.

О силе нового государства свидетельствуют поход 907г. на Византию, в результате которого русы получили дань, выгодный торговый договор и «Олег прибил свой щит на врата Цареграда». И хотя имена русов еще варяжские (Карл, Олаф, Стемид), но договоры записывались на славянском языке.

Действительно, варяги, во-первых, сумели объединить восточнославянские племена в единое государство, а во-вторых, обеспечили мир на севере (норманны вплоть до конца 10в. не нападали на Русь, в то время как вся Европа беспощадно грабилась ими и завоевывалась; достаточно вспомнить Англию, Нормандию и Сицилию). Разгром Хазарского каганата обеспечил Руси безопасность ее границ от ближайших государств-соседей, оставив в качестве соперников лишь явно уступающие по силе родственные славянские королевства (Польша) и племена кочевников (печенеги), терзавшие Русь, но не имевшие государственности и потому обреченные на неизбежное поражение в отдаленной перспективе.

Во времена первых киевских князей Русь – это федерация полунезависимых княжеств, подчинявшихся киевскому князю. Но постепенно Киев подчинял себе соседей, централизуя государственность. Об этом говорят гибель Игоря в 944г. от рук соседей-древлян, разгром сыном Святослава Владимиром Полоцка, присоединение Смоленска также только Владимиром во 2-й пол. 10в., включение вятичей в орбиту влияния Киева при Святославе.

Территория государства в 10-11вв. в основном соответствовала языковой, а этноним Русь для восточного славянства в 10-13вв. был одновременно и политонимом.

Киевский князь.

В социальном отношении ранняя Киевская Русь являлась синтезом варяжского и славянского элементов. Ближайшее окружение князя и сам князь были варягами, но их ославянивание произошло очень быстро. Сын Игоря был варягом-русом по крови, но имя носил уже славянское – Святослав. Сыновья Святослава были уже от женщин-славянок. Т.е., термин «русы» в 10в. сохранял исключительно социальное значение, охватывая часть правящей верхушки и дружины. Однако же именно этот термин остался в названии государства – Русь, Русская земля, по-византийски – Россия.

Киевский великий князь имел два основных права:

- полюдье (объезд князем и дружиной подвластных зависимых земель для сбора фиксированной дани),

- сбор общего ополчения в случае больших внешнеполитических акций (походы на Византию, Волжскую Булгарию, затем – на Хазарию).

Полюдье – это выезд киевского князя в ноябре для сбора дани во все подвластные земли. Всю зиму дружина кормится в полюдье и только в апреле возвращается в Киев к началу торговли с греками, булгарами, хазарами, сбывая им набранный в полюдье товар. Полюдье было ежегодным мероприятием, которое объединяло славянские земли в едином государстве. Дело в том, что государство являлось верховным собственником земли, угодий и промыслов, и частное землевладение развивалось весьма медленно. Тем более, что обширность территории, и возможность свободного человека отселиться на неосвоенную землю, способствовали этому. Поэтому, древние княжеские пожалования крупной знати, а затем и церкви – это не земля, а десятина – право сбора части государственных доходов с определенной территории.

После гибели князя Игоря Старого в княжестве древлян, его жена княгиня Ольга, являвшаяся регентшей при сыне Игоря Святославе, подчинила земли древлян после военного похода. Ольгой была проведена важная реформа, в результате которой вместо полюдья стала применяться систематическая уплата определенной дани в специальных административных центрах – погостах, сбором каковой занимались специальные лица – тиуны. Также, Ольгой были определены уроки – фиксированные размеры дани. Реформы Ольги впервые регламентировали правовые отношения между столицей и землями, входившими в молодое государство. Также Ольга приняла христианство по византийскому православному образцу, подав тем самым пример знати и, следовательно, создав предпосылки для будущего крещения Руси.

Окончательно Русская держава окрепла при княжении сына Игоря и Ольги – Святославе – «князе-воителе».

 








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 551;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.