Сращивание партийного и государственного аппарата.
Однопартийная система как базовая структура советской государственности.
Социал-демократическая партия марксистского толка была создана в России в конце 19в. на базе нескольких социал-демократических кружков («Союз борьбы за освобождение рабочего класса», группа «Рабочей Газеты», «Бунд»), а также многочисленных марксистских кружков. Учредительный съезд Российской социал-демократической рабочей партиипрошёл в Минске 13-15 марта 1898г. В 1903г. на 2-м съезде РСДРП произошел раскол партии на большевиков (В. И. Ленин) и меньшевиков (Г. В. Плеханов).
Партия при Ленине.
К концу гражданской войны 1917-1922гг. в Советской России окончательно сложилась однопартийная система, провозгласившая себя государственностью диктатуры пролетариата. После разрыва с левыми эсерами в середине 1918г., в рядах РККА в годы гражданской войны, тем не менее, сражались десятки тысяч людей, принадлежавших к небольшевистским, хотя и по духу близким, партиям. Эсеры, меньшевики, анархисты, бундовцы, национальные социалистические партии – все они объединялись в борьбе с Белым движением. Однако, после победы, перед членами небольшевистских партий встал непростой выбор: либо перейти в РКП(б), либо лишиться существующего статуса, а то и свободы и даже жизни, т.к. все прочие партии были к 1925г. запрещены. Летом 1922г. в Москве прошел судебный процесс над активистами партии эсеров. Печать организовала широкомасштабную кампанию по дискредитации партии эсеров, дабы «выкачать» их из различных сельских органов управления. С арестом в 1925г. последнего состава Центрального бюро (руководящий орган эсеров) партия эсеров практически прекратила свое существование, и действовали только ее заграничные центры.
Начало 20-х гг. ознаменовалось угрозой раскола РКП(б). В партийной среде все чаще раздавались голоса, недовольные тем, что за годы революции и гражданской войны создан государственный механизм, противоречащий большевистским идеалам. Лидеры т.н. «рабочей оппозиции» Шляпников и Лутовинов требовали реализовать на практике лозунги «рабочей демократии», передав управление народным хозяйством профсоюзам и фабзавкомам. Профсоюзные руководители во главе с Томским выступили против диктата партии над профсоюзами и их превращения в придаток госпартаппарата. Отдельные члены партии подавали в ЦК записки с предложениями проведения глубокой демократизации страны.
В этих условиях руководство РКП(б), провозгласив курс на НЭП, т.е. либерализацию экономической сферы жизнедеятельности общества, одновременно отказались от преобразований в политической сфере. Резолюция 10-го съезда партии, работавшего в момент подавления Кронштадтского мятежа, известная как «О единстве партии», грозила исключением тем, кто станет создавать оппозиционные фракции внутри правящей партии. В 20-х гг. партия претерпела серьезные изменения. После 10-го съезда из нее было исключено 25% членов. Однако, в 1924г., после смерти Ленина, проводится т.н. «ленинский призыв»: 250 тыс. рабочих в партии. В 1926г. РКП(б) насчитывала более миллиона человек, что расширяло сеть партячеек и позволяло контролировать все общество.
Возникновение тоталитарных режимов вызвано рядом предпосылок. Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости и неукорененности демократических институтов, атомизация общества в результате быстрого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов, неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью механизмов права и свободного рынка.
В 20-е гг. правящая партия (РКП(б), а затем – ВКП(б)) сумела сформировать мощный механизм государственной власти и управления, регулирующий практически все стороны жизни советского общества. Большевики активно стимулировали процессы огосударствления общества, добивались всеохватывающего партийного и государственого влияния на политику, экономику, социальные отношения, культуру, науку, образование и, наконец, частную жизнь граждан.
Партия пыталась выстроить пирамиду власти, положив в ее основание разветвленную сеть Советов, что позволило бы правящему режиму обрести необходимую устойчивость на фундаменте массовых организаций трудящихся – Советов рабочих и крестьянских депутатов. Однако, власть осуществлялась не столько через Советы, сколько через партийно-государственный аппарат от имени Советов. Узкоклассовый подход большевиков к гос. строительству был одной из основных причин их недоверия к Советам и упорного стремления превратить собственную партию в главное звено политической системы.
В апреле 1922г. генеральным секретарем ЦК РКП(б), т.е. человеком, отвечавшим за подбор кадров и тем самым контролировавшим всю новую бюрократическую машину управления, стал И. В. Сталин-Джугашвили. С 1926г. все кандидаты на ключевые партийные должности отбирались и назначались ЦК. Опора на массу рядовых коммунистов, людей, как правило, малограмотных, но выдвинувшихся в годы гражданской войны и затем НЭПа, позволили Сталину приступить к борьбе за лидерство внутри партии. На 12-м съезде РКП(б) в апреле 1923г. он говорил о необходимости введения коммунистов во все отрасли управления и весь промышленный руководящий состав, при помощи которого партия сможет держать в руках аппарат управления и осуществлять свое руководство.
Партийная бюрократия неизбежно подчиняет себе процесс распространению бюрократических методов управления на госаппарат и общественные организации, что в конечном итоге и приводит к созданию особого руководящего слоя советского общества – номенклатуры. Номенклатура являлась важнейшей частью советской системы управления. Ее главная задача состояла в проведении всех решений партии: Сталин назвал новый слой управленцев, выдвинутой им, «орденом меченосцев». На деле номенклатура, являясь высшим классом советского общества, пронизывала не только всю систему ведомств и советов, но и распространялась на выборные должности, превращая конституционные положения о выборах в советские органы в фикцию, не оставляя места для личной инициативы человека.
Сращивание партийного и государственного аппарата.
Превращение партии в государственную структуру и процесс ее бюрократизации органически требовали свертывания демократии. Поэтому, данный процесс являлся неизбежным. Рост бюрократизма был следствием самой партийной политики и идеологии, поэтому процесс был одновременным и обоюдным. Уже после смерти Ленина, в партию было принято до 250 тыс. чел. Однако, это не привело к расширению внутрипартийной демократии за счет «низов». Эти мероприятия вели к стремительному расширению рядов ВКП(б), служившей своеобразным резервуаром для последующего выдвижения и расширения номенклатурного слоя, растворению политической элиты в безликой, политически малоактивной и малокомпетентной массе.
Постепенно менялись представления о руководящей роли партии в обществе. Если в годы гражданской войны в пропаганде упор был сделан на руководящую роль рабочего класса и его авангарда – партию большевиков, то в 20-е гг. подчеркивалась ведущая роль ЦК ВКП(б), а затем «коллективного руководства» в лице Политбюро ЦК партии. Все это отражало не только эволюцию политических взглядов большевистских лидеров, но и практику сосредоточения полноты власти в руках узкого круга партийных руководителей.
В 20-е гг. интенсивно шел процесс сращивания партии с государством. Партийное руководство всех уровней все больше занималось не собственно партийными, а хозяйственными и административными вопросами. Сращиваясь с государством, партия приобретала черты, роднившие ее с государственными организациями. В ВКП(б) сложилась строгая иерархия партийных органов с жесткой дисциплиной выполнения распоряжений и директив вышестоящих парторганизаций. Сформировался и достаточно широкий слой профессиональных управленцев. Занимаясь по преимуществу административно-хозяйственными делами, партаппарат быстро бюрократизировался.
Большевики полагали, что именно советское государство выражает «общеклассовую волю пролетариата» и ставку делали на партийно-государственные методы управления обществом. Абсолютизация государства и партии в создании нового общества неизбежно вела к принижению роли масс, к ограничению самоуправления, возможности самим трудящимся решать проблемы общественной жизни.
Индустриализация и коллективизация кардинально изменили облик страны, и свершившиеся перемены были учтены в новой Конституции, утвержденной 5 декабря 1936г. 8-м Чрезвычайным съездом Советов СССР. В своих выступлениях на съезде И. В. Сталин указал, что в СССР в основном осуществлена первая фаза коммунизма – социализм.
Не было осуществлено перемен только в ключевом вопросе: образование партийной номенклатуры, пользующейся извлекаемым прибавочным продуктом для реализации собственных потребностей, не уничтожало классового деления общества, а, значит, обессмысливало все экономические, правовые и прочие преобразования. Т.е., государство как таковое, не только не отмерло, как учил Маркс, а напротив, укрепилось до чрезвычайности. Тоталитарная сталинская система осуществляла руководство всеми областями политической, экономической, духовной, идеологической жизни советского общества.
Аппарат компартии имел абсолютную власть во всех сферах. Законодательная, судебно-контрольная, распорядительная функции были слиты воедино и сосредоточены в центральном партийном аппарате. Органы управления и распределения являлись дуалистичными, где руководящие функции осуществлял партаппарат, а исполнительные – госаппарат.
К середине 30-х гг. большевистская партия претерпела кардинальные изменения по сравнению с дореволюционным временем, что частично объясняет политику Придя к власти в условиях ражданской войны, партия стала милитаризованной и централизованной, находящейся в состоянии перманентной мобилизации и дисциплины. Это подкрепляло авторитарно-бюрократический административный стиль руководства и управления, а также требования централизации и единства рядов.
В авторитарном государстве, которое, по собственному определению, являлось диктатурой, придал неизбежность авторитаризму как определяющей черте управления страной и власти в государстве. Классовый подход был доведен до абсолюта: рабочая и крестьянская беднота имела преобладающее преимущество при занятии любых государственных и партийных должностей. Постепенно замена «бывших» новыми выдвиженцами позволила Сталину укрепить свое влияние в толще партии.
Партия 30-х.
В 30-е гг. политическая система советского общества претерпела серьезные изменения. Ядро системы – ВКП(б) все больше врастала в государственные структуры и интенсивно огосударствлялось. Сталинские репрессии выбили поколение старых большевиков, которым на смену пришли молодые кадры, не отличавшиеся от управленцев-чиновников. С 1936г. любое назначение на номенклатурную должность предполагало обязательное утверждение через органы госбезопасности. Молодая партийная поросль, пришедшая к руководящим постам на волне репрессий, стала той средой, которая культивировала исполнительно-приказные методы работы.
В руководстве СССР формальный статус имел минимальное значение, приоритет отдавался фактической близости к настоящему руководителю государства. Например, М. И. Калинин являлся Председателем Президиума Верховного Совета СССР, а И. В. Сталин – всего лишь одним из депутатов, да еще секретарем ЦК партии. Эта партия, по сталинской конституции 1936г., властью не обладала (параграф о «руководящей и направляющей роли партии» появится в конституции 1977г.), поэтому формально Сталин не имел никакой власти.
Культ личности.
В конце 1929г. широко праздновался 50-летний юбилей генерального секретаря партии. Сталин провозглашался «ближайшим и верным соратником Ленина», «виднейшим руководителем и вождем ВКП(б) и Коминтерна», «несгибаемым бойцом партии с железной настойчивостью и твердостью, с исключительной проницательностью проводящим генеральную линию партии». Спустя десяток лет он будет именоваться уже «Вождем», а внутри номенклатуры – Хозяином.
Избыточная концентрация власти привела к исчезновению властных полномочий в среднем и низшем звеньях управления. Несменяемость и отсутствие ротации руководящих кадров породили не просто замкнутость управленческих структур – сформировалась иерархия, система вождей. Власть приобрела облик харизматической организации. Связь партии с массами осуществлялась через посредников, наделенных правом толкования генеральной линии партии и, соответственно, государства. Необходимыми условиями культа личности были формирование чрезвычайных обстоятельств, форсированный тип развития народного хозяйства, нераздельность ветвей власти при выводе репрессивного аппарата из-под общественного контроля. Культовый строй игнорировал объективные закономерности в области материальной заинтересованности, разделения труда, широко опирался на внеэкономическое принуждение. Все эти черты усиливали тенденции к самоизоляции режима, т.к. сравнения и сопоставления для него являлись губительными.
К началу 50-х гг. роль и значение партийных органов в системе власти несколько изменилась. Роль не только ЦК, но и Политбюро оказалась приниженной, т.к. реальной властью обладал узкий круг лиц, приближенных к Сталину, переименовавшему в 1952г. партию в КПСС – Коммунистическую партию Советского Союза. Опора Хрущева на партаппарат в борьбе за власть после смерти Сталина, вновь подняла роль партии, причем сила партийных органов выросла настолько, что попытки ее ограничить, предпринятые на 22-м съезде, стоили карьеры самому 1-му секретарю ЦК. Дело в том, что Хрущев предложил создавать Советы не только по территориальному принципу, но и по производственному – наделить частью властных полномочий Советы рабочих непосредственно на производстве. Допустить этого правящая партия не могла.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 18557;