Мусульманское право. Особенностью правовых систем мусульманских стран является то, что они функционируют на религиозной основе ислама
Особенностью правовых систем мусульманских стран является то, что они функционируют на религиозной основе ислама. В основе стандартизированного мусульманского знания лежат священная книга Коран, хадисы устного предания Сунны и заповеди права шариата. Именно Коран, Сунна и шариат формировали сознание, поведение, образ жизни, систему ценностей, генеральные жизненные установки среднего мусульманина, полноправного члена исламской общности – уммы. Исполнение его предписаний выступает своеобразной формой богослужения, а личное благочестие должно гарантировать соблюдение правовых норм.
Официальная доктрина ислама не допускает, чтобы законодатель мог изменять нормы права, которые составляют священное мусульманское право.
Будучи тесно связанным с религией, мусульманское право не сливается с нею, относится не к религии, а к правовой системе. Особенностью мусульманского права является то обстоятельство, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм, выполняя свою правотворческую миссию косвенно, главным образом санкционированием выводов мусульманско-правовых толков. Роль основного юридического источника мусульманского права принадлежала правовой доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая кади (судей) и возлагая на них обязанность решать дела на основании воли Аллаха и учения определенного толка.
В качестве источников мусульманского права выступают:
1).священная книга ислама Коран (высказывания Аллаха последнему из пророков и посланцев — Магомету). Коран содержит нормы о религиозных обрядах, закрепляет моральные предписания, обычаи и традиции, регламентирующие уклад жизни и образ поведения мусульман. Правильнее даже рассматривать Коран как общую идеологическую основу всего мусульманского права;
2).Сунна (описание поступков, высказываний Магомета, инкорпорированное в шести канонических сборниках). При этом в традициях ислама признание установок Корана строго обязательно, в то время как положения Сунны признаются желательными для выполнения;
3).иджма – положения, сформулированные правовой доктриной на основе истолкования Корана и Сунны. Это общее, согласованное мнение мусульманских правоведов, догма шариата. Иджма – это положения, сформулированные правовой доктриной на основе истолкования Корана и Сунны; представляет собой сборник решений докторов ислама (муджтахидов) относительно разрешения вопросов, которые не урегулированы Кораном и Сунной, учредивших новые общеобязательные правила поведения;
4).кияс – умозаключения по аналогии. Значение кияса состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и отыскать в самом шариате норму, необходимую для решения по аналогии любого дела, не создавая при этом новой нормы;
5).общие принципы, сформулированные различными богословско-юридическими школами. Учитывая архаический характер институтов мусульманского права и отсутствие систематизации, выработанные доктриной принципы права, имеют высокое юридическое значение для этой правовой системы. Такой подход позволяет не только устранить пробел в нормативных положениях Корана или Сунны, но и устранить имеющиеся в них противоречия (исламские правоведы насчитывают их несколько десятков).
Длительное время мусульманское право не знало деления на отрасли. Группирование норм осуществлялось в зависимости от их тематической оценки (семья, религия и др.) Ныне мусульманские ученые подразделяют систему мусульманского права на следующие отрасли:
- нормы, регулирующие отправление религиозного культа;
- нормы, закрепляющие личный статус правоверных;
- нормы, образующие гражданское право;
- нормы, образующие отрасль «властных норм» (т.е. регулирующие государственно-управленческие, административные, финансовые отношения);
- нормы, образующие отрасль деликтного (уголовного) права.
Кроме того, к числу отраслей мусульманского права относятся судебное (процессуальное) и международное право.
Современное мусульманское право претерпевает значительные изменения. Такие изменения связаны с его:
- во-первых, вестернизацией, т.е. заимствованием мусульманским правом некоторых идей, принципов, норм, присущих романо-германской или англосаксонской правовым семьям;
- во-вторых, кодификацией мусульманского права (так, практически во всех современных мусульманских странах приняты и действуют гражданский и гражданско-процессуальный кодексы);
- в-третьих, ограничением или упразднением деятельности традиционных судов, обеспечивающих неукоснительное применение положений шариата.
В то же время в современных условиях фактор исламского фундаментализма, официальное признание ислама государственной религией (Пакистан, Иран и др.) одновременно означает возрастающее влияние традиционного мусульманского права на законодательство, судебную систему, юридическую практику в целом.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 645;