Исламские республики и традиционные монархии Востока.
Общность группы стран Ближнего и Среднего Востока вполне очевидна.
Во-первых, это вполне определенный историко-географический регион с древними культурными традициями.
Во-вторых, в период колониализма для подавляющего большинства стран региона была характерна лишь большая или меньшая зависимость от европейских держав – при сохранении формальной политической независимости и внутреннего самоуправления.
Наконец, в-третьих, это ядро арабо-мусульманского мира, обогащенного за счет соседних исламизированных народов, в первую очередь, иранцев и тюрок.
Также, сильное влияние ислама ощущалось в странах Южной и Юго-Восточной Азии, достаточно сказать, что сейчас самым крупным государством ислама является Индонезия. А также –
Тем не менее, мир ислама – это, в первую голову, Ближний и Средний Восток, вместе с арабо-исламскими странами Северной Африки. После 1-й мировой войны, в которой жители Ближнего Востока и выходцы из колоний принимали массовое участие, в странах Востока произошли те важные перемены, что после 1945г. привело к революционной ломке мировой колониальной системы.
В ходе колониальных завоеваний конца 19 – начала 20в., европейцы на Ближнем и Среднем Востоке столкнулись с сильными государствами, и с мощным, активно функционирующим в определенном ключе религиозно-цивилизационном фундаментом. Поэтому, и формы колониальной зависимости здесь оказывались иными, нежели в Африке или на Дальнем Востоке.
Возможно выделить несколько различных моделей как вариантов развития.
1.Египет. Еще в 1876г. англичане ввели в Египет свои войска для охраны Суэцкого канала и создания обще-африканской колониальной империи. Однако, формально Египет оставался частью Османской империи, и поэтому, хотя англичане вели себя здесь как хозяева, они вынуждены были считаться с автономией правителя-хедива и его властью. Колонизация Египта сопровождалась его европеизацией и модернизацией в сфере политических институтов, образования и культуры, урбанизации. Став к 1923г. независимой конституционной монархией, Египет постепенно свертывал традиционные институты, отдавая первенство европеизации. Революция 1952г. и национализация Суэцкого канала в 1956г. вывели на передний план те силы, что взяли усиленный курс на огосударствление экономики, а затем к усилению роли госаппарата в жизни страны и общества. Ориентация Египта то на СССР (президент Насер), то на США (президент Садат) не имела особенного значения, т.к. главной задачей здесь было получение помощи для развития экономики страны, но не изменение политической системы, опиравшейся на военную силу и исламские традиции. Постепенно Египет стал втягиваться в русло западной политики, и наиболее отчетливым примером является избрание египтянина Б. Гали в конце 1991г. генеральным секретарем ООН.
2.Второй вариант – Турция. Османская империя в 18-19вв. находилась под энергичным воздействием со стороны европейских стандартов, и прошла через серию реформ, революций и радикальных преобразований. Национальная революция 1918-1923гг. под руководством Мустафы Кемаля, вызванная поражением в 1-й мировой войне, покончила с навязанным Турции европейским режимом капитуляций и контроля европейских банков над финансами, ликвидировала султанат и, наконец, халифат (1924). Турция стала светской республикой, подчеркнуто светской по сравнению с прочим мусульманским миром, что открыло перед страной путь к модернизации. После преобразований Кемаля в Турции укрепились правовые нормы гражданского общества, религия была отделена от государства, став частным делом граждан.
3.Третий вариант – Иран. Авторитет сакрализованной власти всегда оставался незыблемым, что, помимо прочего, было гарантом внутренней силы исламских государств. Иран стал исключением потому, что здесь господствует не суннизм, а шиизм, в котором правитель не считается потомком пророка Мухаммеда. Соответственно, в Иране духовно-религиозный авторитет, представляемый группой наиболее уважаемых богословов-улемов, обычно нарочито противопоставлялся светской власти. Это противопоставление вело к тому, что шиитское духовенство не только часто выступало в качестве оппозиции королевской власти, но и нередко возглавляло народные движения, обилием которых Иран резко отличался среди других исламских стран. Слабость власти, неспособной последовательно и успешно проводить необходимые реформы, причем сделать это в необходимом темпе – импульс, умножающий мощь и роль исламистов. Это и есть основная причина исламской революции 1978г. в Иране, в ходе которой последний шах был свергнут, а власть перешла к духовному лидеру нации – аятолле Хомейни. Консервация отсталости, восходящая к мощи исламской традиции в ее шиитском варианте, воинственность духовенства и слабость той опоры, которая могла бы служить базой для развития и формирования новых социально-экономических и политических сил в стране – вот те факторы, которые предопределили судьбы современного Ирана. В Иране сочетаются элементы современного демократического общества – республиканский строй, конституция, властные полномочия президента и меджлиса (парламента), с высшей властью духовно-религиозных лидеров и приоритетом исламских ценностей и норм во всех сферах. Так, согласно иранской конституции, гос. управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента. Факих назначает Генпрокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, его послания стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.
4.Четвертый вариант – периферийные арабские страны. Это страны Магриба, кроме Ливии и Западной Азии без стран Персидского залива: Марокко, Тунис и Алжир в Магрибе, Ливан, Сирия и Палестина в Леванте, Иордания и Йемене в Аравии. Еще в 1945г. была образована Лига арабских стран, после чего арабские государства включились в эту организацию, созданную для защиты интересов арабских государств, для их сплочения и координирования общей политики. Европеизация этих стран, развитие их политических институтов, изменения в сфере культуры и быта, строительство современной инфраструктуры, не уничтожила государственнические черты исламской традиции. Тяжелое освобождение от колониальной зависимости (прежде всего – Алжир) и противостояние с Израилем (войны 1948, 1967, 1973гг.) не только возродили силу ислама как стержня государства и права, но и превратили религиозную рознь в один из главных элементов внутриполитической нестабильности на Ближнем Востоке. Борьба с Израилем выступает фактором объединения политики арабских государств Ближнего Востока, невзирая на формы политического режима (республики Сирия и Ливан или королевство Иордания). Последние вооруженные конфликты на Ближнем Востоке, связанные с радикальным движением ХАМАС, говорят, что противостояние продолжается и после смерти лидера арабского освободительного движения Я. Арафата – многолетнего лидера созданной в 1964г. Организации освобождения Палестины.
5.Пятый вариант – Ливия, и страны района Персидского залива с его богатейшими нефтересурсами (Джамахирия М. Каддафи). В период колониализма, это были наиболее отсталые страны арабо-исламского мира, где вмешательство колонизаторов ограничивались политическими интригами и экономическими проектами, направленными на разработку ресурсов, организацию добычи и первичной обработки нефти. После деколонизации 20в., нефть сказочно обогатила эти страны, где, в основном, у власти находятся традиционные монархии. Оман – абсолютная монархия, Саудовская Аравия – теократическая монархия, ОАЭ – коллективная монархия из 5 эмиратов, каждый из которых является абсолютной монархией. Бахрейн, Катар, Кувейт – конституционные монархии, в которых парламент играет минимальную роль. Аравийские монархии – это интересный парадокс истории, в котором высокие темпы экономического роста и уровень дохода на душу населения контрастируют с существованием монархических режимов и нежеланием что-либо менять в политической системе. Современная история исламских государств жестко фиксирует политическую нестабильность именно в республиках, в то время как монархии остаются стабильны.
Единственная республика региона – диктатура С. Хусейна в Ираке была уничтожена США в 2003г. после того как Хусейн попытался в международных расчетах за нефть перейти с доллара на евро.
Что касается Ливии, то свержение в 1969г. монархии в результате военного переворота, передала власть Совету революционного командования во главе с полковником М. Каддафи. Упразднение привычных форм власти, вынудило в 1977г. провозгласить Ливию джаммахирией – общенародным самоуправляемым государством. В центре и на местах были созданы народные собрания, руководители которых составили Всеобщий народный Конгресс, заменивший собой парламент. Под лозунгами исламского социализма была национализирована экономика, и лишь нефтедоллары не только щедро оплачивают издержки социальных экспериментов, но и сохраняют необходимый жизненный уровень. Опора на военную силу побудила Каддафи поддерживать все вооруженные партизанские и террористические группировки в мире, лишь бы они выступали с антиимпериалистическими и антиглобалистскими лозунгами.
6.Шестой вариант – Афганистан. Афганистан заметно выделяется на общем фоне по степени готовности отстаивать свою независимость, что было блестяще продемонстрировано афганцами как в 19в. (войны с англичанами), так и в 20в. (Англия, СССР, движение Талибан, ныне – партизанская борьба против США). Свержение монархии в 1977г. открыло дорогу для перманентной борьбы внутри страны между различными политическими группировками, опирающимися на клановые и племенные силы. Провозглашение в апреле 1978г. Демократической республики Афганистан и переориентация ее на СССР, вскоре привело к гражданской войне и вводу в Афганистан советских войск. Переход правительства страны под контроль США в 2004г. восстановил европейский наркотрафик, прерванный было в 1995г. установлением власти талибов, и главное – позволил американцам укрепиться в Центральной Азии. Это предоставило США возможность оказывать мощное воздействие на республики Средней Азии, получившие независимость после распада СССР в 1991г.
7.Седьмой вариант – это исламские страны Дальнего Востока (Пакистан, Бангладеш, Индонезия, Малайзия, Бруней и т.д.). Здесь ислам накладывался на старинную традицию, и потому приобрел трансформированные черты. Пакистан и Бангладеш в колониальный период являлись частью Индии, но в 1955г. Пакистан объявил себя независимой Исламской республикой. С 1990г. в Пакистане главенствует военная диктатура генерала Мушараффа, смещенного лишь в 2008г. Пакистан, в противовес Индии, ориентировавшейся на СССР и Европу, всегда следовал в русле политики США. В 1971г. от Объединенного Пакистана отделился Бангладеш. Наиболее интересную государственность здесь имеет Малайзия – Малайя и соединенные с ней в рамках единого государства территории Северного Калимантана, Саравак и Сабах. Это – конституционная монархия, причем из 13 штатов 9 являются султанатами, и именно из числа 9 наследственных султанов избирается сроком на 5 лет правитель Малайзии. Именно в данном регионе до сих пор известен матриархат и полиандрия (женщина имеет несколько мужей). Что касается Индонезии, то эта президентская республика, которой в 20в., как правило, управляли военные диктаторы, демонстрирует пример экономического взлета и вестернизации страны.
После деколонизации середины 20в., мир ислама с его усилившейся государственностью, настроен наиболее непримиримо по отношению к еврокапиталистической структуре и соответствующим институтам, включая элементы западной цивилизации и буржуазной демократии. Здесь наиболее часты военные перевороты, свидетельствующие о слабости и внешней чуждости демократических институтов, здесь наиболее воинственно подчеркивается приверженность к собственной религии и санкционированным ею социальным, моральным и духовным ценностям и стандартам. Кроме Турции, практически все исламские государства официально провозгласили ислам государственной религией. Здесь наибольшее значение имеет сектор государственной экономики, и даже приток нефтедолларов в странах Персидского залива не изменил сущность структуры, хотя и резко изменил уровень жизни. Силы сопротивления трансформации общества по западному образцу здесь наиболее сильны.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 2086;