Понятие и значение договора простого товарищества
В Гражданском кодексе Республики Беларусь указаны два вида договоров о совместной деятельности:
1) ставящие своей целью создание юридического лица (учредительные договоры полных, коммандитных товариществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, договоры о совместной деятельности по учреждению акционерных обществ);
2) договоры о совместной деятельности, целью которых является совместная деятельность без учреждения юридического лица (договор простого товарищества).
Таким образом, в отличие от хозяйственных товариществ и обществ простое товарищество не является юридическим лицом. Это - имущественный договорный союз (совокупность) физических и юридических лиц, которые действуют совместно. Отсюда следует, что носителем прав и обязанностей является каждый участник, а не простое товарищество в целом, поскольку последнее не является самостоятельным субъектом права.
По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно дей-
ствовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (п. 1 ст. 911 ГК). Внутренняя структура отношений в простом товариществе, регулируемая договором, имеет большое значение для организации деятельности такого товарищеского союза.
Для возникновения простого товарищества необходимо прежде всего соглашение участников о цели объединения (предпринимательская деятельность, научная и т.д.). Характер цели имеет важные юридические последствия.
Если целью договора является ведение предпринимательской деятельности, то закон устанавливает: а) специальный субъективный состав (сторонами такого соглашения могут быть лишь индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации) и б) солидарную ответственность товарищей перед третьими лицами (п. 2 ст. 917 ГК).
Из правила о специальном субъективном составе вытекает, что некоммерческие организации и учреждения не могут быть участниками договора о совместной деятельности только в том случае, если такой договор заключен для осуществления предпринимательской деятельности.
Ответственность товарищей по договору о совместной деятельности может быть: а) долевая либо б) солидарная.
По общему правилу, если договор не связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, каждый товарищ отвечает по общим договорным обя-
зательствам всем своим имуществом пропорционально стоимости его вклада в общее дело (п. 1 ст. 917 ГК), т.е. соразмерно его доле участия в товариществе. Таким образом, если существует общий долг, каждый из участников (товарищей) должен уплатить свою часть в размере пропорционально стоимости вклада в общее дело. Уплатив свою часть долга, товарищ свободен от обязательства. Отсюда следует, что в данном случае ответственность товарища по общим долгам является долевой. По договору внутри между товарищами может быть установлен порядок покрытия расходов и убытков, однако ответственность за общие долги не может быть уменьшена. Перед кредиторами товарищей находится столько должников, сколько товарищей в простом товариществе.
Если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по общим обязательствам независимо от оснований их возникновения (п. 2 ст. 917 ГК). Кроме того, солидарно товарищи отвечают «по общим обязательствам, возникшим не из договора» (часть вторая п. 1 ст. 917 ГК), а также такая ответственность наступает с момента прекращения договора простого товарищества «по неисполненным общим обязательствам в отношении третьих лиц» (часть вторая п. 2 ст. 920 ГК).
Устанавливая права и обязанности участников простого товарищества, Гражданский кодекс Республики Беларусь различает:
1) внешние отношения (полномочия товарищей по представительству при ведении общих дел);
2) внутренние отношения, регулируемые договором простого товарищества (полномочия товарищей по управлению общими делами внутри товарищеского союза).
Внешние отношения в простом товариществе. Ведение общих дел товарищей может осуществляться:
а) каждым из них (это общее правило);
б) совместно всеми товарищами (в этом случае для дей
ствительности каждой сделки требуется согласие всех уча
стников);
в) отдельными участниками (одним либо несколькими).
В связи с тем, что простое товарищество не является
юридическим лицом, закон устанавливает в качестве общего правила право каждого товарища заключать сделки от имени всех товарищей. Иное (последние два из вышеперечисленных случаев) должно быть специально оговорено в договоре простого товарищества (п. 1 ст. 914 ГК).
Полномочия товарища (товарищей) на ведение дел от имени всех товарищей могут быть оформлены одним из двух документов: письменным договором простого товарищества или доверенностью (п. 2 ст. 914 ГК). Как и договор, доверенность должна быть подписана всеми товарищами, поскольку договор простого товарищества является строго личным, в котором доверие должно быть полным.
В зависимости от юридического основания предоставленных полномочий (договор простого товарищества или доверенность) различаются и способы прекращения полномочий товарищей. В отношении доверенности применяются соответствующие правила ГК Республики Беларусь. Если полномочия предоставлены договором простого товарищества, то прекращение их происходит в порядке договора поручения. В целях защиты интересов третьих лиц, заключивших сделку с участниками простого товарищества, Кодекс устанавливает, что в отношениях с третьими лицами товарищи не могут ссылаться на ограничение прав по ведению общих дел товарища, со-
вершившего сделку, за исключением случаев, когда они докажут, что в момент заключения сделки третье лицо знало или заведомо должно было знать о наличии таких ограничений (п. 3 ст. 914 ГК).
В случае заключения сделки от имени всех товарищей не уполномоченным на это лицом, должны действовать правила Гражданского кодекса о последствиях заключения сделки не уполномоченным лицом (ст. 184 ГК). Если лицо, в интересе которого предпринимаются действия без его поручения, одобрит эти действия, к отношениям сторон в дальнейшем применятся правила о договоре поручения или ином договоре, соответствующем характеру предпринятых действий, даже если одобрение было устным (ст. 872 ГК).
Таким образом, сделка, совершенная не уполномоченным лицом, не создает для представляемого прав и обязанностей, если она впоследствии не была одобрена (в том числе и молчаливо). Применительно к простым товариществам это означает, что если сделка была совершена в общих интересах, хотя бы и товарищем, не уполномоченным на ведение дел от имени всех товарищей, но последние ее признали (не заявили об отказе), то такая сделка может быть признана обязательной для всех товарищей. Соответственно, кредиторы вправе требовать исполнения или возмещения убытков от всех товарищей при условии, что сделка была заключена в общих интересах. И наоборот, если товарищи отклонили такую сделку, то последняя является личной сделкой заключившего ее неуполномоченного товарища, по которой он будет отвечать.
В то же время закон защищает интересы и того неуполномоченного товарища, который заключил сделку в общих интересах, но от своего имени. Если имелись достаточные основания полагать, что сделка была в интересах товарищей, то может требовать от остальных участников возме-
щения своих расходов (п. 4 ст. 914ПС). Одновременно в целях защиты остальных товарищей в подобных случаях Гражданский кодекс указывает, что товарищи, понесшие вследствие таких сделок убытки, вправе требовать их возмещения.
Внутренние отношения в простом товариществе. Решения по общим делам внутри простого товарищества должны приниматься участниками по общему согласию (п. 5 ст. 914 ГК). В отличие от Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданский кодекс Республики Беларусь не предоставляет участникам простого товарищества права устанавливать принцип пропорциональности величины вклада и количества голосов при принятии решений по определенным в договоре вопросам внутри данного товарищеского союза.
Прекращение простого товарищества. Являясь договорным союзом лиц, простое товарищество прекращается: а) по общим правилам договорного права (обман, истечение срока и т.д.) и б) по специальным основаниям. Специальные основания установлены в ст. 920 ГК. Это:
объявление кого-либо из товарищей недееспособным, ограниченно дееспособным, если договором простого товарищества или последующим соглашением не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными товарищами; объявление кого-либо из товарищей несостоятельным (банкротом);
смерть товарища или ликвидация либо реорганизация участвующего в договоре простого товарищества юридического лица, если договором или последующим соглашением не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными товарищами либо замещение умершего товарища (ликвидированного юридического лица) его наследниками (правопреемниками);
отказ кого-либо из товарищей от дальнейшего участия в бессрочном договоре простого товарищества;
расторжение договора простого товарищества, заключенного с указанием срока, по требованию одного из товарищей;
истечение срока договора простого товарищества; выдела доли товарища по требованию его кредитора.
Источники правового регулирования. Основным источником регулирования правоотношений по совместной деятельности является гл. 54 ГК Республики Беларусь. Она применяется ко всем договорам о совместной деятельности, независимо от того, в какой сфере эта деятельность осуществляется: строительство, торговля, производство работ и услуг и т.д. В то же время особенности совместной деятельности товарищей требуют установления особенностей и в правовом регулировании (например, в сфере капитального строительства). Участник вносит свой вклад в общее строительство объекта, а по его окончании становится собственником жилых и (или) нежилых помещений в общей долевой собственности.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 2638;