Политико-административное устройство

На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю, преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде. При возведении на ханство соблюдался древний обряд вознесения на войлоке (кошме). Провозглашаемого ханом сажали на белую кошму и трижды поднимали ее за концы. Обряд сопровождался пиршеством. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей территорией ханства, был верховным главнокомандующим, объявлял вой­ну и заключал мир, определял внешнеполитический курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях, а также выполнял функции верховного законодателя и судьи. Хана окружали советники, помощники, дружина и прислуга. В ХVII и первой половине ХVIII в. местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан.

Нецарствующие чингизиды — султаны наделялись улусом и были его полновластными правителями. В среднем в улусе насчитывалось около 10 тыс. семей — кибиток, не менее 60 тыс. человек. В ханстве было около 20 улусов, значит, численность населения достигала 1 млн 200 тыс. человек. Определение территории улуса, его передача или отчуждение осуществлялись ханом. Султан был правителем улуса с правом управления и командования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме военной. Они освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан. Самозванство в принадлежности к белой кости (ақ суйек) наказывалось полным куном, как за убийство мужчины.

Среди представителей черной кости особыми правами обладали бии — предводители родов и племен. Их влияние определялось многочисленностью, силой, древностью происхождения возглавляемых ими родов. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Они выполняли политическую роль наряду с султанами, как предводители родов участвовали в решении общегосударственных дел. Наиболее влиятельные из них входили в совет биев при хане.

В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи — богатые и кедей — бедные. Баи составляли многочисленную прослойку общества, но они не являлись особым сословием. Фазлаллах Ибн Рузбихан писал, что богатые казахи имели десятки домов-повозок, сотни верблюдов, много десятков тысяч овец и насчитывали в своих табунах по 15, 18 и даже 26 тыс. лошадей. Баи были среди биев, рядовых кочевников и других представителей черной кости. Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, владевший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство. Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами, был свободный кочевник. Защита личности и ее прав обеспечивалась исключительно солидарностью членов рода, государственный аппарат таких функций не выполнял. Таким образом, личность имела смысл только как часть рода. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы.

Самой бесправной социальной группой казахского общества были рабы (кул). Основными источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина, который распоряжался его жизнью и нес ответственность за его преступления.

В Казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право — сойургал. Скотоводы платили налог — зякет, делали подно­шения мясом — coгyм, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж. Простые люди привлекались к общественным работам — мардикар. Принимали на постой войска — ка­налға, а также знатных людей — жамалға. Собирался натуральный сбор для снабжения войск — тaғap. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.

Скотоводство

Основным занятием казахов являлось скотоводство. Скот давал питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей и верблюдов — скот, приспособленный к условиям круглогодичного выпаса и добыванию корма зимой из-под снега. Особое значение имело разведение овец. Мясо, молоко шли в пищу, из шерсти изготавливалась одежда, из кожи — обувь, посуда, каракуль, из сала — мыло. Посетивший Приаралье в XVI веке англичанин А. Дженкинсон свидетельствовал о том, что тамошние бараны крупные, с большими курдюками весом 60–80 фунтов.

Скот был частносемейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Летом казахи пасли скот большей частью на возвышенностях, а зимой — в низменностях, на берегах рек. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние — қыстау, весенние — көктеу, летние — жайляу, осенние — күзеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. Жилищем скотоводов была юрта — удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных, разобранная юрта помещается на одном верблюде. Деревянный остов юрты состоит из кереге — решетки из тальника, звенья которых — қанат (от 4 до 12), сос­тавляют окружность юрты. Свод юрты сооружается из выгнутых жердей — уық, которые венчает шанырақ, — деревянный круг, через отверстие в нем проникал свет и выходил дым от очага.

У казахов сохранила свое значение охота. Существовало несколько ее видов: с ловчими птицами — ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие.

Земледелие

Казахи занимались и земледелием. Традиционными местами его распространения были Южный Казахстан, Семиречье, районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия имелась разветвленная сеть каналов и арыков. Массивы орошаемых земель наблюдались вокруг городов. Практиковалось богарное земледелие. На большей части территории Казахстана земледелие в этот период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки, — жатаки. Осевшие бедняки выращивали преимущественно просо (тары) около зимовок.

Города

Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыгнак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Жангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, возведенным на рубеже XIV-XV веков, является Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи (длина 65,5 м, ширина — 45,5 м, высота арочных порталов — 37,5 м). В нем свыше тридцати помещений, церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей. Это одна из самых монументальных построек.

Не меньшее значение имели города Отрар, Сыгнак, Сузак, в которых в среднем проживало 5500 жителей, Сайрам — 7560, Туркестан — 9180, Сауран — 11 тысяч жителей. Все городское население достигало 70 тыс. человек. Города имели по квартальную застройку, в каждом квартале насчитывалось от 6 до 15 домов. Часть города занимали здания и места общественного пользования — мечети, бани, площади, базары, которым отводилась примерно одна четверть всей площади. Существовали ремесленные кварталы. Деньги в основном чеканились в Туркестане и Ташкенте, это были медные динары, серебряные тенга.

Торговля

Торговля являлась одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности городов. В городах и оазисах Южного Казахстана существовал стабильный рынок. На рынки городов Туркестана кочевники-скотоводы пригоняли скот, доставляли кожи, шерсть, изделия из них, а также оружие, изделия из дерева. В обмен получали разно­образные товары: хлопчатобумажные и шелковые ткани, изделия гончарного и металлического производства, готовые изделия из тканей и кожи — халаты, шали, головные уборы, обувь, детали конского убранства, а также разную домашнюю утварь, оружие, украшения из дорогих металлов, зеркала и многое другое. Благоприятная политическая обстановка, прекращение войн и усобиц в период возвышения Казахского ханства, особенно при Касым хане, Хакназар хане, Тауке хане, способствовали раз­витию городов и торговли. Поддерживались оживленные торговые связи со Средней Азией, Восточным Туркестаном, Русским государством. Через территорию Казахского ханства пролегала сеть караванных дорог, особенно через города — Туркестан, Отрар, Сузак, Карачук, Сайран, Сыгнак, который называли торговой гаванью Дешт-и Кыпчака.

Денежное обращение.В денежном обращении в XVI-XVII вв. в городах Казахстана и Средней Азии определяющую роль играли медные монеты среднеазиатских городов, выпущенные при последних Тимуридах и Шайбанидах. К середине XVI в. приток среднеазиатских медных денег в города Казахстана резко сокращается. На рынке появляются медные монеты ташкентского и местного производства, отчеканенные в Туркестане и Отраре. Мелкие медные монеты без надписей — предназначались для внутреннего оборота; серебряные монеты — для крупных сделок и транзитной торговли, поэтому они чеканились в небольшом количестве.

В конце XVI — начале XVII вв. в основном чеканились медные монеты с именами казахских ханов. Это имело не столько экономическое, сколько политическое значение, призванное официально провозглашать власть ханов в том или ином городе. Многие монеты не имеют надписей, но украшены орнаментами, изображающими хищных зверей, птиц, рыб, на других помещены значки, в которых можно видеть тамги казахских родов.

Особенностью денежного обращения южно-казахстанских городов в XVII в. является обращение «не вполне монетных» форм денег в виде небольших кусочков меди, рубленых из толстой проволоки. Размеры и вес этих кусочков настолько различны, что трудно говорить об их номинальном соотношении. Вероятно, что оно определялось по весу. Клады серебряных монет этого периода состоят из денег среднеазиатской чеканки. В одном из мелких кладов с территории Отрара обнаружены медные копейки с именами царя Алексея Михайловича, отчеканенные в 1655–1663 гг., находки среднеазиатских и русских монет.

Ремесла

Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Развивались ремесла: кузнечное, ювелирное, слесарное, горное, кожевенное, портняжное, сапожное. Были резчики по дереву, мастера по изготовлению изделий из меди, се­дел, конского снаряжения, оружия, воинских доспехов. Были плотники — балташы, столяры, они делали повозки, детали юрт и т. п. Металлурги поставляли слитки железа, свинца, меди и других металлов. Было развито ковроделие. Казахи занимались традиционной выделкой кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья. Надо подчеркнуть, что в жизни кочевников большое значение имели военные традиции. Ношение оружия считалось не только правом, но и обязанностью, например, ес­ли на собрание (курултай) мужчина являлся без оружия, он не имел права голоса, а младшие могли не уступить ему места. Регулярного войска не было, родоплеменное ополчение собиралось по мере необходимости. Родоплеменной отряд был самостоятельной единицей во главе с предводителем рода, имел свое знамя и боевой клич — уран. Эти отряды составляли улусное войско. Численность конных воинов доходила в среднем от 30 до 50 тыс. всадников. В случае необходимости хан мог выставить 300- 400 тыс. человек.

Основным оружием были сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинные копья, украшенные кистью из конских волос, и снабженные крюком для стаскивания противника с коня. Казахи сами изготавливали предметы вооружения. При мобилизации каждый воин должен был выступить в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим снаряжением. Казахи применяли различные приемы боя, могли быстро спешиваться, при неожиданном нападении на них, они сражались, кружась, круг в круге; при нападении на врага использовали прием тұлғама — оборот, нападение во фланг или в тыл противника. За личную храбрость воинам присваивался почетный титул батыра.

ТЕМА № 24: Положение Казахского ханства в XVIII веке.

План:








Дата добавления: 2015-11-12; просмотров: 710;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.