Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
Становление западной индустриальной цивилизации и практически непрерывная модернизация всех сторон жизни общества способствовали духовной эволюции европейской и американской разновидностей Homo sapiens. В течение длительного времени человек формировался как существо разумное, которое умеет «властвовать собой». В культуре Запада под влиянием церкви и государства сложилась система ценностей и запретов, вырабатывались чувство стыда и самоконтроля, человек привыкал подчиняться всевозможным правилам, например правилам личной гигиены. Принято говорить о цивилизации манер, которая в XVIII–XIX вв. достигла своего апогея.
Но во второй половине XIX – начале XX в. представления человека о самом себе подверглись сильнейшим деформациям. Чарльз Дарвин показал связь человека с грубыми животными, с силами природы, в которой царствуют инстинкты и идет безжалостная борьба за существование. Основатель психоанализа австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856–1939) выделил в личности сознание («окно», через которое человек воспринимает мир), подсознание («кипящий котел инстинктов», подчиняющийся только принципу удовольствия) и предсознание в качестве разумного начала в человеке, которое осуществляет «цензуру» над страстями. Фрейд впервые посмотрел на цивилизацию как на зло, насилие над человеком. Система запретов (табу), победа сознательного начала над бессознательным, подавление и вытеснение либидо (сексуального влечения, которому Фрейд придавал огромное значение) оборачивались для человека психическими расстройствами, комплексами вины и неполноценности, необоснованными страхами. Так происходило разрушение веры в гармонию мироздания и общества, в нравственные принципы и достижения цивилизации. Человек оставался один на один со своими страстями и эгоизмом, с быстро меняющимся и противоречивым миром. Думается, не случайно творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова нашло такой всемирно-исторический отклик и понимание.
Концепция индивидуализма, абсолютно свободной личности, осознающей себя центром мироздания, развивалась в сочинениях немецких философов А. Шопенгауэра (1788–1860), М. Штирнера (1806–1856), Ф. Ницше (1844–1900). Разными путями, используя разную аргументацию, философы, писатели, общественные деятели говорили о формировании личности нового типа, о появлении в скором времени совершенного человека.
При этом большие надежды связывались с техническим прогрессом, который позволял решать проблемы организации повседневного материального бытия людей и создавать условия для полноценной насыщенной жизни. Появление автомобиля, доступного для широких кругов населения, оказало значительное влияние на сознание людей наступившего XX в.
Имена. Генри Форд
Генри Форд (1863 -1947), американский изобретатель и промышленник. Родился в семье фермера, переселившегося в США из Ирландии. Г. Форд с детства был одержим страстью к механике. В 1892 -1893 гг. создал первый автомобиль с 4-тактным двигателем (марка «Форд»). Вместе с другими был увлечен идеей превратить автомобиль из предмета развлечения для богатых в общедоступное средство передвижения. В 1903 г. основал автомобильную компанию «Форд мотор», ставшую одной из крупнейших в мире. В 1904 г. автомобиль Форда выиграл соревнование с мировым рекордом скорости – 91 миля в час. С 1908 г. стал производить модель «Т», используя систему поточно-массового производства, которая была основана на применении стандартизации, типизации и конвейерзации производственных процессов. К 1927 г. было выпущено 15 млн машин и цена машины «Т» снизилась с 900 -1200 до 325 -645 долл. в зависимости от модификации. Методы «фордизма» позволили резко повысить производительность труда путем его предельной интенсификации. Минимальная заработная плата на заводах Форда была самой высокой в мире и минимальный дневной заработок за 1914 -1929 гг. вырос с 5 до 7 долл. Г. Форд был противником профсоюзов и благотворительности, но многое делал для своих рабочих в духе патернализма. СССР покупал тракторы у Форда, использовал его технологию при строительстве Нижегородского автозавода. С позиции здравого смысла Г. Форд выступил против Первой мировой войны, но считал врагом «международное еврейство». Он коллекционировал антиквариат и был сторонником старомодных деревенских танцев. Во время Второй мировой войны заводы Форда стали производить бомбардировщики. Богатейший человек мира своего времени старался руководствоваться здравым смыслом и демонстрировал своей жизнью принцип: «Дело Америки есть дело».
Таблица 20. Количество автомобилей в государствах[181]
Общей тенденцией в сфере культуры становится ее демократизация, все большая доступность все более широким кругам населения.
К началу XX в. в большинстве стран Европы, в США, Японии было введено всеобщее обязательное бесплатное начальное обучение. Расширился доступ к среднему образованию. Ключевую роль продолжали играть классические гимназии, которые возникли еще в XVI в. (Германия, Страсбург, 1538 г.) и продолжали давать основательное образование. Выпускники классических гимназий поступали в университеты без экзаменов. В Дании во второй половине XIX в. появились высшие народные школы, в России после отмены крепостного права возникли воскресные школы для рабочих.
Во второй половине XIX – начале XX в. появилось много нового и значительного в литературе, музыке, живописи, опере, балете.
Дата добавления: 2015-11-12; просмотров: 590;