Ценности и смысл человеческой жизни
Человек является, наверное, единственным существом на Земле, осознающим свою смертность. В связи с этим осознанием перед человеком возникает ряд вопросов, на которые он ищет ответы. В чём смысл жизнедеятельности? Зачем, приходя в мир, человек проходит длительный процесс социализации? Зачем стремится реализовать свой внутренний духовный потенциал? Неизбежность смерти ставит перед человеком проблему смысла жизни.
В духовном опыте человечества существуют различные подходы к обоснованию смысла жизни.
Религиозные учения говорят, что земная жизнь – это приготовление к вечной жизни. Поэтому от того, как человек пройдёт свой земной путь, зависит его будущая вечная жизнь.
Материалистические концепции иначе обосновывают смысл человеческого бытия. Смыслом жизни становится реализация себя в обществе, запечатление себя в памяти других поколений. Человек продолжает жить в созданных ими вещах, отношениях, его жизнь продолжается в учениках, детях, внуках, в социальном опыте человечества.
Обстоятельный анализ смысла жизни осуществил австрийский философ и психолог Виктор Франкл, испытывавший сильное влияние экзистенциализма.[10]
Анализируя взаимодействие личности и общества, Франкл пришёл к выводу, что в настоящее время в обществе проявляется тенденция к усреднению людей. Однако, с его точки зрения, «быть человеком – значит не только походить на других людей, но также уметь становиться непохожим, то есть уметь изменяться» [27]. Поэтому главная черта человека проявляется как способность наполнять свою жизнь смыслом, собственным индивидуальным содержанием, делающим человека непохожим на других людей. Это и означает состояться как личность, быть свободным.
С точки зрения Франкла, смысл раскрывается для человека через ценности жизни. Он выделял три вида ценностей: созидательные, ценности переживания и ценности отношения. Главным проводником в выборе ценностей для человека является совесть. Тот, кто способен судить себя строго, по совести, тем самым уже приобщается к пониманию мира истинных ценностей.
Созидательные ценности реализуются в продуктивных, творческих действиях человека. Если то, чем занимается человек в своей жизни воспринимается им как его дело, а возможно, даже как миссия, то жизнь человека наполняется смыслом наилучшего выполнения своего дела, своей миссии.
Смысл жизни необходимо реализовывать во всех своих действиях, но особое значение имеет труд. Решающим для реализации смысла является не должность, которую занимает человек, а то, как он работает, соответствует ли месту, на котором оказался. Труд обретает смысл тогда, когда в нём получают выражение положительные индивидуальные качества человека. Созидательные ценности труда приобретают в данном случае значение ценностей творчества. Но далеко не всегда профессиональная активность наполняет жизнь смыслом. Бывает, что за активностью в работе скрывается бегство от сознания экзистенциальной пустоты. Для таких людей выходные дни становятся самым грустным временем, когда подступает тоска, и бесцельность, пустота существования возникают перед человеком в полный рост.
В духе экзистенциализма Франкл считает, что не только сама жизнь, но и ожидание смерти способствуют раскрытию смысла. Перед лицом смерти как предела наших возможностей предстоит максимально использовать отведённое для нас время. Иногда болезнь и приближение смерти могут пробудить такие способности, о которых человек даже не подозревал.
Второй вид ценностей – ценности переживания. Здесь всё определяется характером восприятия. Например, можно испытывать эмоциональный трепет от прекрасной картины природы или общения с миром искусства, а можно не обращать внимание на всё это. Но наивысшее переживание связано с отношением к любимому человеку. «Любовь раскрывает перед нами ценностный образ человека» [27].
Третий вид ценностей – это ценности отношения, которые проявляются в его отношении к жизненным трудностям, страданиям. Поведение человека в трудные минуты жизни, его умение стойко переносить страдания показывают, насколько он состоялся как человек.
Быть человеком – значит сохранять личную ответственность за реализацию всех видов ценностей, существующих в жизни: созидательных, переживания, отношения. В конечном счёте, каждый человек полностью отвечает за то, что он делает, кого любит, как страдает. Реализуя ценности жизни, человек обретает конкретный уникальный смысл собственного бытия. Уникальный потому, что никто более не способен осуществить именно этот смысл, но зато имеет свой собственный, такой же уникальный. В поисках смысла человек руководствуется совестью. Смысл жизни каждого человека раскрывается в виде индивидуально-личностного, неповторимого отношения человека к ценностям.
Большое внимание Франкл уделяет проблеме так называемого экзистенциального вакуума, который состоит в утрате смысла или просто в его отсутствии. Экзистенциальный вакуум органически связан с таким состоянием, когда человек чувствует тщетность ожиданий, планов, замыслов, испытывает тоску и безысходность. С подобным состоянием связан регресс поведения и отсутствие мотивации развития личности. Регресс личности, прежде всего, проявляется в «бегстве от себя», в нежелании решать экзистенциальные проблемы (проблемы смысла своего существования). Человек «бежит от себя», чтобы не ощущать свою пустоту. Однако проблемы смысла жизни не оставляют его, они возвращаются в сознание помимо воли.
Следствием экзистенциального вакуума Франкл считает конформизм, который опасен тем, что человек подчиняется массе, толпе, теряет свою индивидуальность, готов совершить любое действие под влиянием других людей.
Большую роль в преодолении экзистенциального вакуума играет образование. Оно способствует нахождению уникальных смыслов каждым человеком.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 2418;