Биография писателя, жизненная основа его пьес, литературно- театральная деятельность
А.Н.Островский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в Москве. Отец его, Николай Федорович Островский, сенатский чиновник, служил в гражданском суде. Мать будущего писателя, Любовь Ивановна, умерла рано, когда сыну исполнилось восемь лет.
Его отец занимался частной практикой. Дом Островских в Замоскворечье – районе, где жили преимущественно купцы, мещане, чиновники, был всегда полон посетителей. Чиновничьи и купеческие кляузы, разного рода мошеннические проделки, плутовство, горе и радость, с которыми шли люди к отцу, – все это постепенно накапливалось в памяти мальчика. Навсегда запали в душу боль и страдания «маленьких людей», достойных лучшей участи, запомнились народные обычаи и предания, колоритные фигуры купцов, живая речь людей из народа, которой будут потрясены читатели первых произведений Островского.
По настоянию отца Островский после окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета (1840). Однако юриспруденция его не интересовала, и в 1843 году он ушел из университета. Но годы учебы не прошли бесследно. Большое влияние на Островского оказали профессор Грановский, его убежденность в том, что «свобода – есть цель человеческого развития», студенческая среда, где всегда проявляли интерес к литературе и театру, способствовала формированию взглядов и вкусов будущего драматурга. Театр манил его, и с каждым годом все сильнее. Но после ухода из университета Островскому пришлось поступить чиновником в Московский коммерческий суд, работа в котором намного обогатила его жизненный опыт. Особенно ценные наблюдения нравов дала Островскому поездка на Волгу в составе одной из комиссий.
С конца 40-х годов Островский полностью посвящает себя драматургии. С этого периода до самой смерти жизнь его связана с театром.
Успех Островскому принесла пьеса «Банкрот», или «Свои люди – сочтемся». В 1851 году пьеса была запрещена, Островский уволен из театра, и за писателем был учрежден негласный надзор. В 1852 – 1855 годах Островский сблизился со славянофильской «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». Его привлекал интерес этого журнала к фольклору, к традиционным формам народного быта. В одном из писем 1853 года Островский признавался, что направление его пьес начинает меняться. «Нравственно-обличительное направление является особенностью русской литературы, – считал он. – Но чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему сказать, что знаешь за ним и хорошее».
Такая позиция нашла отражение в пьесах этого периода: «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854), «Не живи, как хочется» (1855).
Купеческие персонажи его пьес отличаются душевным благородством, пылкостью чувств, добротой, искренностью, что позволяло им одерживать победы над ложью, эгоизмом и корыстолюбием.
Во второй половине 50-х годов драматург обращается в своих пьесах к миру чиновничества и дворянства, стремясь показать основные слои общества дореволюционной России. К таким пьесам относятся «Доходное место» (1857), «Воспитанница» (1859).
Десятилетний творческий опыт писателя, оживление общественного движения, предгрозовая атмосфера в стране накануне 1861 года – все это стало предпосылками к созданию знаменитого произведения «Гроза» (1859) – пьесы о пробуждении человеческого самосознания, о праве человека на счастье, о любви и милосердии, которые вступают в конфликт с моралью «темного царства» зла и невежества. Перемены, которые происходили в русской жизни на рубеже 50-60-х годов, усилили интерес драматурга к истории. В пьесах на историческую тему: «Козьма Захарыч Минин-Сухорук» (1855-1862), «Воевода» («Сон на Волге») (1865), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866) подчеркнута роль массовых движений в историческом процессе.
Возвращение А.Н.Островского к современной социальной проблематике связано с участием драматурга в работе журнала «Отечественные записки», который в 1868 году возглавили Н.А.Некрасов и М.Е.Салтыков-Щедрин. В драматургии А.Н.Островского 70-80-х годов основной становится тема власти денег, собственности, богатства. Показывая героев эпохи «торжества буржуазии», А.Н.Островский неустанно разоблачал все то же «темное царство» в новом облике европеизированных буржуа. Он продолжает искать в русской жизни силы, которые могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства, холодного расчета и эгоизма. Островский рисует героев с «горячим сердцем» и нежной душой: это нежные и любящие женщины в «Горячем сердце» и «Бесприданнице», студент-разночинец в «Талантах и поклонниках», бескорыстные труженики-актеры в пьесах «Лес», «Без вины виноватые» и другие.
Тридцать с лишним лет работал А.Н.Островский для русской сцены. «Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю и отделываю новые сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, т. е. без куска хлеба, с огромной семьей», – ответил Островский, когда ему предложили написать мемуары.
В 1886 году он умер за рабочим столом от приступа грудной жабы. В 1923 году в Москве перед зданием Малого театра был установлен памятник великому драматургу, дом писателя в Щелыкове превращен в музей, а сама усадьба объявлена заповедником.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 2419;