По данным психологического исследования 1987 г. 1 страница
1. Поло- Естественные корни разви-
вое со- вающегося человека; появляется
зревание новый его облик. Это второе ро-
ждение человека.
Огромное количество всяких
недомоганий берет начало в этом
возрасте.
Рождение новой психики -
«вдруг» выявившаяся обращенность
внутрь. Многое зависит от инди-
видуальности, но общее есть: пере-
ломный характер душевного со-
стояния, возможность почувст-
вовать свое место среди людей.
Это состояние сопровождается
резкими подъемами и спадами
настроения. Реактивная сгущен
ность состояний. Немотивиро
ванное чувство стыда, невероят
ная обидчивость, повышенная воз
будимость. Опасения насчет нор
мальности строения своего тела.
Изменение вкусовых ощуще-
ний - от отвращения к еде до об
жорства. Повышается чувстви-
тельность к запахам. Начинает
острее восприниматься цвет. Го-
лос становится фактором душевной
жизни. Замечательный новый мир
и вовне, и внутри.
Юность вообще выражается
во влюбленности в лицо проти-
воположного пола. Возникает
явление красования, инициато
ром которого чаще всего являют
ся девочки. Это плоскость претво
ренного интереса, которая дает о
себе знать в половых фетишах
(термин Ст.Холла, Уипла и др.) -
подарках, безделушках, подарен-
ных представителями другого
пола, альбомах со стихами «про
любовь»
514
Формирование половой
идентичности человека свя-
зано не только с определен-
ными психосексуальными (то
есть направлением и харак-
тером осуществления влече-
ния к противоположному
полу), но и различными со-
циосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает опре-
деленная система половых
ролей. Это очень важный
момент в воспитании стар-
шеклассников, так как все
чаще возникают утрирован-
ные тенденции мускулиза-
ции женского и феминиза-
ции мужского поведения.
Переживание половой
идентичности предполагает
наличие у человека опреде-
ленных образцов поведения
соответствующего пола.
Идеальные представления о
мужчинах и женщинах и
реальное поведение подро-
стков, как мальчиков, так и
девочек, находится как бы в
разных планах и практиче-
ски не пересекается. Естест-
венно, что регулирующая
функция этих образов весь
ма незначительна
Новооб- разова- ния | По данным психологического исследования 1927 г. | По данным психологического исследования 1987 г. |
2. Иска- | Анализ характера юных пере- | Анализ саморепрезен- |
ние но- | живаний показывает, какую мощ- | тации показывает, что для |
вого Я и | ную роль в них играет стремление к | старших подростков в це- |
пробле- | выяснению своей личности, к соб- | лом характерна достаточно |
мы само- | ственному обнаружению. Эта черта | высокая степень рефлексии |
выявле- | не является частным проявлением | и существенных различий |
ния | только в этой сфере. Всем хорошо | между подростками-старше- |
знакомо явление, как юность любит | классниками и подростками, | |
чувствовать себя непонятой, оди- | стоящими на пороге юности | |
нокой в своих исканиях, увлекаясь | (имеется в виду количествен- | |
мыслью, что обыденные люди не в | ная характеристика). Вместе | |
состоянии понять ее незаурядную | с тем данные свидетельству- | |
натуру и так далее. Черта исканий | ют, что сторона самосозна- | |
присуща юности как ее типическая | ния во многом зависит от | |
черта. Ее может увлекать сам прин- | эмоциональной. | |
цип исканий, так сказать, фор- | Переход от подростко- | |
мальное искание, когда юная мо- | вого к раннему юношеско- | |
лодежь больше ощущает свое на- | му возрасту можно охарак- | |
строение, а назвать его не может, | теризовать как период, в | |
потому что они только своего рода | котором происходит смена | |
вопросительный импульс, часто | некоторого «объективистс- | |
больше самоощущение, чем реаль- | кого» взгляда на себя | |
ная конкретная потребность. Стрем- | «извне» на субъективную ди- | |
ление это - найти и выявить самого | намическую позицию «изнут- | |
себя, свое Я. В эту пору особенно | ри». Критерии самооценки | |
ярко начинает говорить желание | приобретают принципиаль- | |
быть самим собой. Юность считает, | но иные формы сравнитель- | |
что величайшее счастье, это - быть | но с оценкой человеком дру- | |
самим собой и найти свое настоя- | гих людей. Она проявляется | |
щее место в жизни, это не голос | в умении отделять успех или | |
рассудка, а выражение всего суще- | неуспех в конкретной дея- | |
ства юности. | тельности от общего пред- | |
Естественно, с первого же мо- | ставления о себе, своих спо- | |
мента юность начинает рваться к | собностях, возможностях. | |
борьбе за свою личность, за вы- | Развитие временных пред- | |
явление себя, за собственное опо- | ставлений тесно связано как с | |
знание. Найти для себя арену дея- | умственным развитием, так и | |
тельности и простор для самовыяв- | изменением жизненной пер- | |
ления, что ведет к повышенной | спективы ребенка. Воспри- | |
жажде активности, неугомонности, | ятие времени подростком | |
суетливой горячности и так далее. | еще остается дискретным и | |
Интерес к субъективному ми- | ограничено непосредствен- | |
ру, внутренний мир, как большой | ным прошлым и настоящим, | |
мир, как постоянное явление, от- | а будущее кажется ему почти | |
крывается именно в юности. Это | буквальным продолжением | |
действительно открытие Америки, | настоящего. В юности вре- | |
и для каждого юного человека это | менной горизонт расширяет- | |
открытие нетронутых, невиданных | ся как вглубь, охватывая |
Новооб- | По данным | По данным |
разова- | психологического | психологического |
ния | исследования 1927 г. | исследования 1987 г. |
плодоносных целин, которые | отдаленное прошлое и буду- | |
ждут и неотложно требуют своей | щее, так и вширь, включая | |
разработки. | уже не только личные, но и | |
Яркое ощущение нового Я, | социальные перспективы. | |
которому надо дать новое со- | Изменение временной | |
держание. Так сильно захватыва- | перспективы тесно связано с | |
ет юность это стремление к выяв- | переориентацией юношеско- | |
лению своей личности... У нее | го сознания с внешнего кон- | |
горячее стремление к осчастлив- | троля на внутренний само- | |
ливанию человечества, к соци- | контроль и ростом потреб- | |
альному делу, к альтруизму. И | ности в достижении. И то и | |
все это идет рука об руку с го- | другое сильно зависит от | |
товностью жертвовать собой. | социальных и культурных | |
Юность, даже широко подра- | условий. Формирование но- | |
жая, не хочет, чтобы думали, что | вой временной перспективы | |
она подражает. Все подражания | не всем дается легко. Обост- | |
юности конкретным образцам по- | ренное чувство необратимо- | |
ведения включены в основное ис- | сти времени нередко сочета- | |
кание юности - в стремление найти | ется в юношеском сознании с | |
и выявить свое Я. Юность способ- | нежеланием замечать его | |
на в известных случаях быть сча- | течение, с представлением о | |
стливой своим несчастьем, даже | том, что время остановилось. | |
болезнями, лишь бы они не несли с | Особенности организации | |
собой ощущение преодоления, не- | систем саморегуляции лично- | |
обыденности, возможность выде- | сти детерминируют актив- | |
лить свою личность. | ность учащихся в согласии, а | |
Ни в коем случае нельзя просто | порой и вопреки субъектив- | |
развенчивать эти порывы юности к | но представленным содержа- | |
новому Я и насыщать их с ранней поры обыденностью | ниям желаемой перспективы Я. Содержание в данном | |
случае не всегда является | ||
определяющим, ибо высту- | ||
пает лишь как ориентир в | ||
сложном процессе активно- | ||
сти и развития личности | ||
3. Неко- | Индивидуализм юности - чер- | Жизненная позиция неот- |
торые | та, которую мы отмечали неод- | делима от мировоззрения |
характер- | нократно, особенно в стремлении | личности. Социальная цен- |
ные чер- | юности быть самим собой. Юность | ность человека определяется |
ты умо- | полна социальных стремлений, но | тем, насколько его деятель- |
настрое- | она без всякого противоречия с | ность способствует прогрессу |
ния юно- | этой своей чертой хочет быть | общества. Чем больше чело- |
сти | индивидуально социальна, чув- | век дает людям, тем богаче |
ствуя, что повторение снижает | становится сам как личность. | |
ценность личности, что для соци- | Задавая вопрос о смысле жиз- | |
ального служения нужно не ста- | ни, юноша думает одновре- | |
до. а многогранный коллектив. | менно и о направлении обще- |
516
По данным
психологического
исследования 1927 г.
По данным
психологического
исследования 1987 г.
Юные люди черпают свои идеалы
и образцы не из семьи, а из лите-
ратуры, из истории, обществен-
ной жизни, иногда знакомые толь-
ко понаслышке.
Эти образцы меньше подав-
ляют их сознание своей индиви-
дуальности, оставляют больше
простора для собственных выяв-
лений или фиксации их.
Ее увлекает все новое. Отри-
цание увлекательно уже тем, что
оно расчищает почву для ощуще-
ния своей самобытности. Скеп-
тицизм юности носит служебный
характер, юность должна иметь
мужество отрицания, огонь этот
очистителен с точки зрения про-
гресса и культуры.
Общей тенденции приходит на
помощь крепнущий свет разума,
собственной думы, обобщения и
отвлечения... Устойчивость тут не
такое уж частое явление, и в этом
не следует видеть повода для отри-
цательной оценки. Одновременно с
такими чертами, как скепсис, кри-
тика, некоторый нигилизм, она
проявляет не только самоуверен-
ность, но и довольно наивно выяв-
ляющийся догматизм. Юность спо-
собна приняться поучать кого хо-
тите и в чем хотите, и не охотно
признается в том, что она в чем-
либо некомпетентна. Это ощуще-
ние резко повысившейся телесной и
духовной силы..
Максимализм - юность рвется
на простор к большему, обыден-
ное имеет мало шансов на успех у
юности. Для подъема юности ха-
рактерно пользование своего рода
словесным максимализмом («друж-
ба», «верность», «навсегда», «ни-
когда» и так далее).
Обжорство тоже может быть
проявлением максимализма.
Фанатизм - черта, которая
ственного развития вообще, и
о конкретной цели собствен-
ной жизни. Каково мое место
в общей борьбе, в какой
именно деятельности в наи-
большей степени раскроются
мои индивидуальные способ-
ности? На эти вопросы нет
общих ответов, их нужно вы-
страдать самому, к ним мож-
но подойти только практиче-
ским путем. Трудность юно-
шеской рефлексии о смысле
жизни в правильном совме-
щении ближней и дальней
перспективы. Способность
отсрочить непосредственное
удовлетворение, трудиться
ради будущего, не ожидая
немедленной награды, - один
из главных показателей мо-
рально-психологической зре-
лости человека.
В юности мировоззрен-
ческие вопросы решаются
категорично, в них отража-
ется противоречие между
абстрактным и конкретным.
Характерная черта юно-
шеского возраста - форми-
рование жизненных планов.
Это явление одновременно
социального и этического
порядка. Это план деятель-
ности, который заземляется
на выбор профессии. Стрем-
ление к самоутверждению
сменяется более реалистиче-
ским и критическим самоана-
лизом и самовоспитанием.
В отличие от ребенка,
принимающего правила по-
ведения на веру, юноша уже
начинает осознавать их отно-
сительность, но еще не всегда
знает, счем именно их нужно
соотносить. Простая ссылка
на авторитеты его уже не
отчасти намечена в максимализ
удовлетворяет. Более того.
517
Новооб- разова- ния | По данным психологического исследования 1927 г. | По данным психологического исследования 1987 г. |
ме, это стремление к расцвету | «разрушение» авторитетов | |
своей личности, к ее выявлению, с большим устремлением в эсте- тическую сторону, к подчеркну- той жизни чувством, с интересом к универсальному. Мечтательность, в которой собственное Я не столько знает- | становится психологиче- ской потребностью, предпо- сылкой собственного мо- рального и интеллектуально- го поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается мо- | |
ся, сколько ощущается. Мы здесь снова должны со | ральному релятивизму: если все относительно, значит, все | |
всей энергией выступить против | дозволено, все, что можно | |
постоянной тенденции нашего времени безоглядно насаждать в | понять, можно оправдать и так далее. Целенаправленное | |
юности и даже детстве трезвость и скороспелую практичность. То- ропиться раздевать жизнь и ого- лять факты под весьма спорным | этическое воспитание, разъяс- нение принципов морали в общем виде или на конкрет- ных примерах жизни, литера- | |
прикрытием утверждения, что это «настоящая жизни», ни в ко- ем случае не следует | туры повышают уровень мо- рального сознания юношей и девушек, помогают им глубже | |
понять, взвесить и оценить | ||
жизненные ситуации |
Думаю, что вы не напрасно потратили усилия на чтение
двух текстов. В сущности, они говорят об одном и том же,
об одних и тех же явлениях. Тексты можно считать тождест-
венными по отношению к тем закономерностям возраста,
которые пытаются описывать и анализировать авторы. Но
как они отличаются тем отношением к исследованному фе-
номену, который проявляют авторы. Думаю, что дело не в
литературных способностях, а в изменившейся за 60 лет по-
зиции исследователя. Мне так хочется назвать позицию оте-
чественной науки первой четверти XX века, представленную
для вас текстом М.М.Рубинштейна, позицией любви к чело-
веку, что я и делаю.
Отчужденную позицию исследователей человека послед-
ней четверти XX века хочется назвать позицией псевдолюб-
ви. Человек уже испытуемый, обследуемый, о нем можно
сказать отстранение, безлично, не прибегая в тексте даже к
намеку на то, что исследуемый материал может вызвать у
исследователя чувства.
За этим стоит не только изменение приоритетов отечест-
венной науки, думаю, что за этим стоит и более глобальное
5J8
явление, которое я называла много раз словами отчуждения
человека от собственной жизни.
Современный ребенок, переживающий свои 13-17 лет,
сталкивается с культурой, в которой универсальные инст-
рукции ценятся выше индивидуальных проявлений жизни;
общее, алгоритмизированное, понятное в поведении другого
человека делает его «удобным» для управления во всех со-
циальных системах.
Но, к счастью для всех, всегда есть юные люди, которых
тяготит эта универсальность, потому что по законам жизни
они особенно чувствительны к проявлениям силы и слабости
самой жизни, открытой для нее через существование живого Я.
(Хочется сказать, зная, что происходит во взрослой жизни, -
пока еще живого Я.) Это живое Я проявляет себя в широком
размахе колебаний и противоречивых переживаний, связан-
ных с необходимостью найти и установить свое собственное
содержание, освоить свое собственное психологическое про-
странство. Сразу это сделать очень трудно, но жить без него
уже невозможно; увлечение чужими формами жизни редко
несет в себе черты устойчивости. Цитирую М.М.Рубинштей-
на: «Путь продвижения к самому себе совершается вовсе не с
роковой необходимостью: это норма, которая далеко не все-
гда достигается» (с. 159).
У роста есть свои законы, так и хочется сказать, что у рас-
тущей души, у растущего Я они свои, каждой поре надо вы-
зреть, и рост должен быть постепенным. Противоречивость
переживаний в юношеском возрасте - это проба на глубину
своего психологического пространства, приближенность к
экзистенциальным его характеристикам. Противоречивость
(или дихотомичность) естественно связана с жизнью тела мо-
лодых людей, ведь часто именно оно дает пищу для построе-
ния новых переживаний.
(Мне так нравятся слова М.М.Рубинштейна «юные люди»,
что я их буду использовать дальше.) В это время юным людям
снятся космические сны - они видят как бы со стороны свое
собственное тело, которое соотносится по размеру или поло-
жению с планетами или со светилами - Солнцем, Луной. Об-
ращает на себя внимание общность сюжетов (по материалам
моих интервью со студентами I-IV курсов): во всех них есть
переживание противоречивых чувств по отношению к планете
или светилу, в основном это чувства притяжения и отталкива-
ния. Возможно (и естественно), с психоаналитической точки
зрения эти сны выглядят не так, как я их попробую понять, но
мне этот вариант объяснения кажется логичным: в этих снах
юные люди сталкиваются с проблемой конкретизации (если
хотите, воплощения) своей экзистенциальности, своей сущно-
сти, своего назначения.
В бытовой, дневной жизни тело подсказывает формы та-
кой конкретизации в виде осуществимой половой роли. Жен-
ская роль в этом смысле очевиднее, давно замечено, что де-
вушки испытывают меньшие колебания в переживаниях, свя-
занных с воплощением собственного Я, они сравнительно
быстро достигают устойчивости, хотя бы это было успокое-
ние, вызванное принятием известного образца чужого Я. Не-
даром 16-17-летняя девушка производит впечатление взрос-
лого человека, что далеко не всегда можно сказать о молодом
человеке ее же возраста. Известно, что девушки в этом воз-
расте чувствуют себя взрослее своих сверстников и склонны
их опекать и воспитывать, даже перевоспитывать.
У юношей диапазон колебаний в переживаниях значи-
тельно шире и они дольше идут к обретению устойчивого
отношения к самому себе, то есть к ощущению границ сво-
его Я и его динамической силы. Как тут не вспомнить слова
из пословицы о том, что мужчине принадлежит весь мир...
Для того чтобы это почувствовать, надо проделать огром-
ную работу по построению своего мирового (соответст-
вующего меркам мира) психологического пространства,
ощутить в себе силы Я по возможному устройству жизни
именно в таком масштабе. У некоторых мужчин это получа-
ется, а о других пока говорить не будем - впереди описание
взрослой жизни.
Противоречивость переживаний, свойственная юным
людям, делает их особо чувствительными к существующим
в культуре формам организации жизни, в том числе к са-
мым обобщенным формам, содержащим идеал человече-
ской жизни. Они буквально впитывают всеми чувствами,
пробуют через действия в виде самовоспитания конкретизи-
ровать, персонифицировать идеал, для того чтобы решить
свои жизненные задачи, связанные с поиском своего Я. Идеалы
юности многообразны и зависят от множества факторов,
но то, что они есть, они нужны, в них существует потреб-
ность, доказывается исследованиями и прошлого, и сего-
дняшнего дня. Идеалы, естественно, соизмеримы с эпохой,
но в них есть общее - они связаны со стремлением к твор-
честву, к тому проявлению жизни, которое я раньше назы-
вала полным.
Идеал как мечта о творчестве жизни, о создании жизни.
Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни,
„„„ной на собственных усилиях по ее построению. Это
осн0 „з оснований для появления чувства взрослости и его
^пления по мере роста физических и духовных сил
^"Йде^Тмеет огромное влияние на выбор и осуществление
ппойессиональной деятельности, выбор той сферы приложе-
г своих сил, которая будет приносить переживание полно-
"Ы жизни, как бы отражать реализуемость, призвание челове-
ть - одно из важнейших экзистенциальных переживании, от-
ражающих реалистичность усилий по организации и осущест-
влению жизни.
Мне бы хотелось, чтобы читатель увидел следующую ло-
гическую связь, существующую в решении жизненных задач
подросткового возраста:
Взрослые | Любовь; псевдолюбовь | |
Я=? | Место подростка в жизни | |
Идеал человека | Осуществимость | |
Профессия | Эта форма жизни моя |
Взрослые в своем отношении к подростку (1) конкретизи-
руют свойства его Я; через эту конкретизацию подросток
получает переживания, необходимые ему для определения
своего места в жизни среди других людей; границы этого мес-
та задаются степенью осуществимости идеала Я (идеала чело-
века), который может конкретизировать подросток в выборе
профессии. Профессия и ее осуществление будут восприни-
маться в свете возможной любви (или псевдолюбви) к самому
себе и другим людям.
Получается, что в отношениях подрастающих юных людей
со взрослым миром (и в самоотношении) постоянно актуаль-
ной оказывается (в разных конкретных проявлениях) важ-
нейшая экзистенциальная проблема - проблема свободы и
ответственности Я за свое же собственное воплощение в кон-
кретных, бытовых, ежедневных проявлениях жизни, где чув-
ство реальности собственного Я дает человеку то достоинст-
во, за которым другими людьми читается его уверенность в
наличии у него своего места среди людей. Иначе это еще на-
зывают чувством социальной принадлежности, может быть,
это его формула: «Я не чужой на этом свете».
Когда возникают проблемы в становлении этого пережи-
вания, юноши и девушки сталкиваются с невыносимой плот-
ностью бытия, которое не поддается их попыткам найти в нем
520
52]
свое место. Давно уже был отмечен факт, что юность сравни-
тельно легко идет на самоубийство. Даже сама мысль об этой
возможности часто является сладостно-утешительной, сни-
жающей как бы степень риска перед возможными жизненны-
ми трудностями. Да, юные люди живут большей экзальтиро-
ванностью, невыраженными и неопределенными волнениями
и думами, которые они не могут реализовать в соответст-
вующей себе форме. Такую форму нельзя найти в один день
или в один час, на ее поиски могут уйти годы, для наблюдате-
ля это вообще может выглядеть как нечто ненормальное, на-
пример, уход в секту, приобщение к вегетарианству, увлечение
каким-то видом коллекционирования и тому подобное. Все
это может быть не тем, не моим, все это может быть отброше-
но или превращено в свою противоположность, и вчерашний
панк может стать примерным студентом университета, и все
это за короткое время.
Как хорошо, что сегодня у молодых есть эта возможность
смело пробовать свои силы в поисках формы жизни - своей
формы жизни. Хватило бы у взрослых мудрости не мешать
им, тогда, возможно, у них во взрослой жизни останется не
только горькое разочарование в своих идеалах, но чувство
полноты прошедшей жизни. Той жизни, в которой творение
самого себя естественно как любовь, а Э.Фромм говорил о
практиковании искусства любви как о действенности в мысли,
в чувстве, в активном видении и слышании на протяжении
всего дня (каждого дня).
Итак, исследуемый период жизни представляет время
оперирования человеком со сложнейшими переживаниями,
непосредственно затрагивающими его экзистенциальность
как духовную, так и физическую. Это время, когда душа
человека находит свое место, место среди других людей и
место в самом теле человека, которое стремительно меняет-
ся, создавая новый дом для растущей же души. В этом доме
все должно быть своим, возможно, поэтому подростки так
много двигаются, готовы без устали танцевать, кричать,
бегать. Эта потребность в движениях не только помогает
освоению внешнего пространства, но и пространства своего
тела, которое организовано весьма сложно и многоуровне-
во: от непроизвольных реакций до сложнейших произволь-
ных видов активности; установление иерархических отно-
шений между ними - одна из задач освоения пространства
тела в подростковом возрасте. Растущее тело дает много
новых переживаний; мне очень импонирует описание их как
изолированной мышечной эротики или мышечной радости,
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 485;