Категория ценности в философии. Познавательное и ценностное отношение к действительности
Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительной или отрицательное значение для человека. Ценностью явл. д/чел-ка все, ч им для него определен значимость, личностный или обществ смысл. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализ-ся в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или наоборот ненависти. Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только свои объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Ценность – это субъективно-объективная реальность.
Каждая вещь входит в оборот общественной жизни и выполняет исторически закрепленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет общественную ценность. Ценности бывают не только материальными, но и духовные: произведения искусства, достижение науки, нормы нравственности. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер.
Аксиология (ценность, достоинство) – учение о ценностях, о духовных образованиях, имеющих безусловную значимость для человека, направляющих и вдохновляющих его, определяющих его поведение на протяжении всей жизни.
Аксиология сформировалась в 19-20 вв. хотя присутствовала как часть с самого начала. Ценности отождествлялись с бытием. Они и являлись критерием истинного бытия, в основе ид гос-ва Платона лежала идея справедливости. Парменид - высшие ценности носят абс характер, софисты - все ценности относительны, а человек есть мерило всех вещей. Аристотель - есть неск самоценностей (человек, счастье, справедливость) и есть относит ценности (брак, любовь, и др) Возрожд - ценности гуманизма. То Система ценностей эволюционирует в обществе и в каждом индивидууме.
Считалась, что проблема ценностей есть вненаучное исследование, своеобразный способ видения мира. Акселогия стала фил. понятием, когда удалось развести понятия бытия и блага. Это произошло в ф Канта, кот противопоставил сферу нравств-ти сфере природы, а практический разум – теоретич-му разуму. Выделение феномена значимости бытия для чел и привело к ф ценностей с ее основ вопросом "А что, собственно, есть ценность, в чем скрыты ее истоки?" Одни ф-фы видели источник ценности в субъекте, в воле, в чувстве, в особен трансцендентального субъекта. Неокантианцы обнаружили источник ценностей в разумной воле, обеспечивающей акты выбора. Ф-фы материал-ого направ видели источник ценностей в не зависящих от субъекта реалиях, в материал-х благах. Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качес ценностей выступают истина, добро и красота. При большей детализации выделяют экономич, политич, эстетич, нравствен, религиоз ценности. В мире ценностных ориентации чел непреходящее значение имеет вера, субъективный акт принятия чего-либо как истинного. Идеал— это не просто конкретный образ конечного будущего, а совокупность направленных в будущее различных теоретических и других представлений, кот могут быть пересмотрены.
Теперь теории 3 видов. Объективно-идеалистические (неокант, интуитивизм) - ценность есть потустороння сущность вне времени и пространства. Субъективно-идеалистическая (лог позитивизм, лингв анализ, аффекто-волевая теория ценностей) - ценность есть явление сознания, проявление психологического настроя, субъектиного отношения ч-ка к рассматрив предмету. Натуралистические теории ценности (теория интереса, космический телеологизм)- ценность как выражение естественных потребностей чел или законов природы в целом.
Каждый ч-к имеет свою систему ценностей и их иерархию.
Существуют ценности нравственные, религиозные, эстетические – благо, справедливость, добро, Бог, красота.
Есть важнейшие, абсолютные ценности или ценности-цели. Абсолютная ценность - человек и его жизнь. Ценности-цели оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. При этом их нереализация приводит к душевным патологиям, потере смысла жизни, самоубийствам. Это бытийные ценности, закон, смысл жизни, справедливость, свобода, красота, истина.
Ценности-средства есть промежуточные ц, но без них нельзя достичь АБЦен. Они более подвержены влиянию конкретных обстоятельств, их выбор широк. Специфические ценности принадлежат отдельным социокультурным типам общества, типа восток или запад, связанные со спецификой существования. Есть также рыночные ценности, к чему мы благополучно переходим. Любая переориентация ценностей есть процесс болезненный и проблемный, отсюда поле деятельности для акс. Она неразрывно связана с в первую очередь гносеологией и другими частями фил
Ценность - понятие, с помощью которого характеризуетсяся социально-историческое значение определенных явлений действительности для общества индивидов. Ценность (жизн смысл) - основание выбора субъектом целей, средств, результатов. Процедура выбора на основании ценностей называется оценкой. Ценностная ориентация - направленность субъекта в его деятельности на определённую ценность.
В различные эпохи и у различных субъектов деятельности в зависимости от социальных условий можно выделить 3 основных типа ценностных ориентаций: 1) на потусторонний мир; 2) на самого мебя; 3) на общество. 1-й тип - возникает в условиях, когда человек чувствует себя, с одной стороны слабым и беззащитным перед таинственными силами мироздания, не удовлетворенный своей реальностью, с другой - испытывает благоговение перед величием открывающейся ему вечности и бесконечности (от первобыт об-ва до эпохи Возрождения). 2 тип - сопутствует эпохам упадка, когда какое-нибудь очередное мероприятие мирового масштаба не оправдало надежд (в наст время). 3 тип - возникает в тех случаях, когда вера в авторитет мирового духа слабеет, а безудержный гедонизм (смысл жизни сводится к наслаждениям) демонстрирует все прелести разложения. В античную эпоху - это стоицизм. Новое время - категорич императив, т. е. требование относится к человеку как к цели, а не как к средству, всегда ставить долг выше личных желаний. В истории общества известны 3 формы попыток осуществления синтеза этих типов:
1) утилитаризм - основная ценность явлений, процессов - их полезность;
2) Марксизм - ценностная ориент - суждение о смысле общественного прогресса, а также система ценностей, лежащих в основе программ переустройства общества
3) Философия всеединства Соловьева и Бердяева - высшая ценность - свободное творческое становление Богочеловечества. Индивидуальное спасение невозможно. Всеединство - это всемирная соборность, в которой объединенные нации совместно отстаивают свое существование, основанное на всемирной отзывчивости и подчинены мысли о том, что спокойная совесть - изобретение дьявола.
Вопр о природе ценностей и их роли в общ жизни непоср связан с решением многих проблем: взаимоотношения человека и общества, культуры и цывилизации, природы и общества и др. Ценность характеризует объективные явления, либо их свойства, признаки, значимые для людей. В ценности выражается позитивная значимость. Сама чел. деятельность, в особенности труд, может выступать как ценность.
Ценности меняются в процессе развития общества: то, что было ценностью вчера, может перасть быть ей сегодня, а в будущем возможен поворот к ценностям прошлого, на ряду с возникновением новых ценностей.
Классификация ценностей: а) по предмету: материальные, духовные б) по субьекту: индивидуальные, групповые(классовые, национальные), общечеловеческие.
Среди прир ценностей обособл-ся ценности эколог-е. К материальным ценностям относятся и ценности эконом-го хар-ра. А так как субъект занимает различ. положения в системе общ-х отношений, то и ценность существующих экон. отношений и деятельность для них различна. Для класса, господствующего в экономике, сложившиеся экон. отношения представляют ценность, для подчиненного класса нет.
Социальные ценности: жизнь чел., его гражданское и нравственное достоинство, его свобода, достижения нац. культуры. Духовные ценности - этические(объективируются в традициях, обычаях, нормах, идеалах) и эстетические.
Групповые ценности не сводятся к сумме ценостей индивидов входящих в группу. Социально значимыми для нее выст. те ценности, которые способствуют удовлетворению этого интереса. И если ценности индивида препят. этому процессу, то они приносятся в жертву интересам группы. Общечеловеческие ценности вырастают из индивидуальных и групповых, которые способствуют развитию всего общества.
Важно выделить разные виды ценностных ориентаций в зависимости от способа деятельности: потребительская и творческая, созидательная и разрушительная. В истории общественной мысли предподчтение тех или иных ценностей отражено в различных теориях. Особено ярко это проявляется в противопоставлении разных вариантов гедонизма (наслождение и отсутствие страданий как высшую ценность) и аскетизма.
40. Общая характеристика восточной философии (индийской, китайской, мусульманской). Компаративистский подход к проблеме диалога «Запад – Восток»
Общая характеристика восточной философии (индийской, китайской, мусульманской)
ВФ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ВФ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.
В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов". Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения Брахманы (I тыс. до н. э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н. э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н. э. ).
Для древнеиндийской школы хар-ны:
1. внимание к вопросам поиска сущности чел. и окружающего мира
2. признание тождества между микро- и макрокосмосом
3. признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман"
Большей частью индийская философия сконцентрирована на высшей реальности. Страдание, спасение и высшая реальность – это основные “камни” индийской философии. Основные темы - нравственность человека, пути освобождения его от мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования души и тела, достижение нирваны. Дело освобождения путем растворения души-атмана в мировой душе, универсальном принципе мира-брахмане. Концепция круговорота жизни - сансара и закон воздаяния - карма. Бесконечная цепь перерождений и совершенствования души, если достоин, то воплощаешься в священнослужителя -брахмана, представителя власти-кшатрия, земледельца, торговца или ремесленника - вайшья. Если неправедный образ жизни - низшая каста-шудра (непосредственные производители и зависимое население) или в животного. Человек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе.
Две главные школы – индуизм и буддизм.Обе нацелены на Просветление. Индуизм признает авторитет Вед. Существовало множество богов, легенд, мифов, которые на протяжении столетий заложены в гимны и тексты, известные как Веды (“знание”). Индуизм характеризуется политеизмом и пантеизмом - много богов.
Буддизм - отрицает авторитет Вед. Зародился в Индии в VI-V вв. до н. э., видит освобождение от страданий на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. Буддистское учение основано на том, что называют 3 Алмазами буддизма: Будда, Драхма и Сангха. Жизнь самого Будды – это первый алмаз, и история поисков им истины. Буддажил с 536 по 476 г до н.э. и в конце жизни достиг Просветления, сидя под деревом. Его пробуждение привело ко второму алмазу – Дхарме (заключала 4 истины: все существование наполнено страданием; страдание вызывает желание; возможно освобождение от страдания; дорога к освобождению). После чего он странствал 45 лет проповедуя свое учение и идею обретения нирваны. Третий алмаз, Сангха – это в сущности сама буддистская организация, монастырь. Это способ регуляции веры. Буддизм достиг большого успеха лишь в Китае и Японии.Основные постулаты:
1. Отрицает авторитет Вед (и кастовую систему)
2. Признает 4 истины
3. Рассматривает Я как иллюзию. Существует непрерывность, связь одного существования с другим, но Я – это иллюзия, созданная совокупностью умственной и физической деятельности. Медитация – это способ приближения к чистому разуму.
4. Стремиться к нирване (угасанию) с помощью полного избавления от желаний, страданий
5. Отрешенность Будды.
В Китае процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии Ф-ы Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь - олицитворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци - нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ.
Три главных философии – это конфуцианство, даосизм и буддизм. Они постоянно противоречили и взаимодействовали.
Конфуций нравственное поведение.Человек наделен небом этическими качествами, должен поступать в согласии с моральным законом - дао и совершенствовать эти качества. Цель - достижение идеального человека, благородного мужа. Центральная концепция - человечность, гуманность, любовь, не делай людям то, что не пожелаешь себе. Принцип сыновней почтительности и уважение к родителям.
Для конфуцианцев существовало 3 главных принципа:
1. жэнь, человеколюбие (доброта, праведная жизнь)
2. Ли, этикет (правила)
3. Чжи, праведность (надлежащее поведение)
Школа ДАО.Даосизм, или дао-цзя – школа пути и его силы. Лао-цзы. “Дао дэ цзин” (Путь к силе), Лао-цзы написал ее за одну ночь. Слово “Дао” означает “путь”, или универсальный путь. Эта сила которая управляет Вселенной. Принцип дао- надо просто ему следовать. Одна из главных тем даосизма – это идея у-вэй, или “недеяния”, точнее “ничего не переделывать”. Следовать пути Дао, пользоваться силой Дао (Дэ) – это значит придерживаться у-вэй. Мудрый правитель руководствуетяс принципом недеяния, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти. Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: неполное-полным, кривое –прямым). Эта смена протиположностей рассматривалась как всеобщая закономерность движения вещей, как единый поток, как вечное возникновение и исчезновение.
Высший из мудрецов Дао тот, кто прошел через эмоции, земные привязанности и развлечения и во всем един с Дао, безличным небытием. Поскольку Вселенная никогда не перестает существовать, а я являюсь частью Дао Вселенной, то я тоже никогда не перестаю существовать.
В Китае находились две наиболее влиятельные буддистские школы: чань и Срединный путь.
Чань особенно подчеркивал роль медитации и обучения. Идея кармы – “Е”, все еще остается центральной в китайском буддизме. Как бы избавиться от невежества. Буддизм принес в китайскую философию идею Высшего разума. Сочувствие ко всем вещам и людям.
Неконфуцианство. Ци, великая гармония. Философ Чжан Цзай (1020-1077)(Книга: Правильный путь для начинающих) говорил о Ци (раньше оно понималось как газ или эфире) как основа субстанциональной Вселенной. Он доказывал, что путота не является абсолютным вакуумом, что ци рассеяно так, что остается невидимым. Если признать, что пустота, это Ци, то поймешь, что Ву (небытия) не существует. Одним из очень известных отрывков: “Поскольку все вещи во Вселенной состоят из ци, то все люди и прочие предметы являются всего лишь частью этого огромного тела”
Восточной фил свойственна мудрость, гуманное отношение к социальному и природному миру, ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом. Он связан с трансцендентальным бытием и миром.
Компаративистский подход к проблеме диалога «Запад – Восток»
Ряд исследователей (Нортрон, Сорокин) предприняли попытку установить закономерности, лежащие в основе возникновения тех или иных типов культуры. Он выделил 2 типа культуры- восточную и западную. Восточная К. - харак-о интуитивное, непосредственное восприятие мира; такой тип создает нетехнические цивилизации с их описательными науками и импрессионистским искусством, популярны концепции "переселения душ", В подходе к объяснению соц. явлений лежит семейственность(семья возвышается над индивидом). Западная К. - харак-н интеллектуализм, познание в форме теоретических концепций. -создает технические цивилизации с их концепциями равенства людей, одинаковых норм, развитой этикой и демократией.
С древних времен различают Восточную и Западную цивилизации. Исследования историков показали, что с самого начала специфика цивилизаций была связана с особенностями трудовой деятельности людей, на которую влияли географическая среда, плотность населения и др факторы. Системы рисового орошения, которые требуют снабжение водой из одного центра, во многим стимулировали развитие азиатского способа производства, для которого характерно единоначалие и общественный характер работ, иерархия соц привилегий, а в дух сфере - ориентация на подчинение личностного сознания мировому абсолюту - Богу, Небу, Солнцу, и его наместнику на земле - императору или феодалу, господину. На развитие и особенности цив влияло и содержание религ и фил учений, которые, в свою очередь, определялись образом жизни и технологиями произ отношений. В Китае - буддизм и конфуцианство, в Индии - брахманизм и буддизм, философия йоги. Япония - буддизм, синтоизм. Восток - это так называемые традиционные общества (сюда же включаю Египет, Вавилон, исламскую культуру), и традиционные культуры, ориентированные на воспроизводство сложившихся соц структур, стабилизацию образа жизни. Традиционные образцы поведения, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как высшая ценность. Виды деятельности, их средства и цели менялись очень медленно, столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В дух сфере - религ-мифологические представления и канонизированные стили мышления, научной рациональности противопоставлялась нравственно- волевая установка на созерцательность и безмятежность. ОТсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный, характерен подход "одно в одном" или "все во всем". ОТрицание индивидуалистского начала и ориентация на коллективность, установка на адаптацию индивида к среде, а не изменению среды. Мистерия, интуитивизм, буддийская и исламская религиозные традиции, общинность, особый тип государственности, отсутствие равенства и свободы по общему закону. Формирование человека как послушного и добродетельного. Циклическое время.
Западная цивилизация развивалась по меньшим воздействием монолитных культовых структур и единоначалия. Она активно изменялась под воздействием науки, искусства, культуры. Теперь под Западом понимается техногенная цивилизация, сложившаяся первоначально в Европе в 15-17 вв. и распространившаяся в дальнейшем на Сев Америку, Австралию. Сейчас причисляют и Японию. Характерно безудержное стремление к овладению силами и богатствами природы, которое приводит к ускоряющимся прогрессивным изменениям техники и технологической базы общ и связанных с этим наук, непрерывное изменение и обновление той искусственно созданной человеком среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастанием динамики общ отношений, их быстрое изменение и трансформация. В культуре доминирует научная рациональность, христианская традиция, в том числе протестантизм, появление которого и ознаменовало формирование нового общ, просветительство, представительная демократическая власть, приоритет индивидуалистского начала перед коллективистским, развитие НТР. Время линейное и поступательное. Эта форма распространяет свое влияние постепенно на весь мир, в том числе и на восточные цивилизации, не только Японию, но и др.
Анаксагор материалист
Анаксимен натурфилософ материалист
Аристотель материалист (?), дуалист
Бэкон Фрэнсис материалист
Вебер субъективный идеалист
Декарт Рене дуалист, рационалист
Демокрит материалист
Гегель объективный идеализм
Гераклит натурфилософ материалист
Зенон идеалист
Кант Иммануил нем. Класс. идеализм, агностицизм
Ницше Фридрих иррационализм
Парменид идеалист
Платон объективный идеализм (основатель)
Сократ идеалист
Фалес натурфилософ материалист
Фейербах метафиз материализм
Фома Аквинский томизм, умеренный реалист
Хайдеггер экзистенциализм
Эпикур материалист
Юм матер-ий эмпиризм, сенсуалист
Ясперс экзистенциализм
АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.
БЫТИЕ - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.
ГИЛОЗОИЗМ - философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, и прежде всего чувствительность, способность к ощющению, восриятию.
ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
ДВИЖЕНИЕ - изменение вообще, способ существования материи, всякое взаимодействие и смена их состояний.
ДЕИЗМ ( от лат. deus - бог ) - философское воззрение, согласно которому бог является источником начальной энергии мира ( первотолчок ), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий.
ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "ДИАЛЕКТИКА" впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог ( греч. dialegomai - беседую ). Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей , борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед.
ДУАЛИЗМ - философское учение, исходящее из признания равноправными, не свободимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального.
ИДЕАЛИЗМ - 1.метод, считающий, что существует какая-то объективная реальность, " мировая душа ", " мировой разум ", являющаяся первоначалом всего. 2.общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловленно.
ИНДИВИД - 1.единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая характеристика человека. 2.обозначение единичного в отличии от совокупости, массы.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного существования.
КАТЕГОРИИ ( от греч. kategoria - высказывание, свидетельство ) - формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
ЛИЧНОСТЬ - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений. 2.динамическая и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности.
МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.п.
МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.
МЕТАФИЗИКА - от греч. meta ta physika - 1.то, что идет после физики,трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин "МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. 3.наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.
МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1.совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительпости определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом. 2.система представлений о мире и о месте в нем человека,об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
МОНИЗМ ( от греч. monos - один-единственный ) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.
ОБЩЕСТВО - 1.целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся система. 2.совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.
ОБъЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
ОБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма ; в отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.
ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, вовторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.
ПАНТЕИЗМ ( от греч. pan - все, theos - бог ) - отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время.
ПОКОЙ - состояние двихения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.
ПРАКТИКА - философская категория, обозначающая материальную сторону общественно-исторической предметной деятельности людей : преобразования природы и общества.
РАЦИОНАЛИЗМ ( от лат. ratio - разум ) - философское воззрение, признающее разум ( мышление ) источником познания и критерием его истинности.
СЕНСУАЛИЗМ ( от лат. sensus - чувство,ощющение ) - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.
СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи, внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало.
СУБъЕКТ - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
СУБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма ; в отличии от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское направление, стремящееся через рефлексию ( размышление ) сознания о своих актах и о данном в них содержаннии выявить предельные характеристики человеческого бытия.
ФИЛОСОФИЯ ( от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость ) - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие ( т. е. природа и общество ), так и мышление человека, процесс познания.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 3250;