Гиперчувствительность 7 страница
Фактически огромное число революционеров относится к конституции Causticum. Их пыл, соединенный с острым интеллектом, привлекает к ним менее ярких идеалистов. Карл Маркс, интеллектуальный титан, творец революционных идей, живший в фешенебельном районе Лондона, скорее всего относился к типу Sulphur. Однако, в отличие от него, множество молодых людей, совершивших революцию, были готовы умереть за свои идеи. И среди них, без сомнения, было очень много Causticum. В своем рвении Causticum может стать фанатиком, однако без фанатизма этого типа очень многие революционные изменения в обществе так никогда бы и не произошли.
Не все Causticum проявляют свою активность в политике. Даже среди идеалистов этого типа (а отдельные Causticum совсем не проявляют идеализма) некоторые предпочитают более духовный подход. Я вспоминаю одного пожилого христианского священника, вдохновенного проповедника, обратившегося ко мне по поводу полипов на голосовых связках, мешавших ему говорить. Он был очень теплый, вдохновенный человек, излучавший благо-
родство, великодушие и одновременно остающийся «разумным и рассудительным». Подобно многим Causticum, он был экстравертом, легко понимающим собеседника и так же хорошо умеющим слушать, как и говорить (в отличие от Sulphur). Значительная часть его работы была связана с приютами для бездомных, и перед своим переездом в Англию он основал несколько таких центров в Соединенных Штатах. У этого человека теплое сердце Phosphorus сочеталось с интеллектом Sulphur, хотя эгоизма Sulphury него не было. После двух приемов Causticum 1M он посетил меня, переполненный благодарностью ко мне и Господу, вернувшим ему здоровые голосовые связки. (Этот случай примечателен быстротой, с которой полипы исчезли под действием правильного лекарства.)
Крушение иллюзий и горе
Неудивительно, что такой идеалист, как Causticum, склонен к разочарованиям при столкновении с несовершенством мира. Идеалист типа Sulphur не будет обращать внимание на возражения и равнодушие, а когда один его проект потерпит неудачу, он тут же с не меньшим рвением примется за другой. Идеалист Causticum несколько более чувствителен. Он ужасно расстраивается, если его борьба оканчивается ничем, так как его чувства достаточно глубоки для этого. Такой Causticum, «неудачник» постепенно может дойти до отчаяния и стать желчным.
Однажды я лечил тучного пожилого человека, лицо которого, вытянутое, с глубокими морщинами, было типичным лицом индивидуума Causticum, сражавшегося и проигравшего множество битв. Основной его жалобой был остеоартрит, однако вскоре выяснилось, что он страдает от довольно сильной депрессии. Оказалось, что многие годы этот человек пытался организовать приют для сирот, ездил по всей стране в поисках спонсоров, однако у него ничего не вышло, и невозможность реализовать эту мечту полностью подорвала его дух. В процессе поисков он потерял свою жену, которая умерла, однако он сказал, что он не сдавался, так как у него была миссия, которую он должен был выполнить. Сейчас он был на грани безумия, а жизнь потеряла для него всякий смысл. Он открыто плакал, совершенно как ребенок.
К счастью, несколько доз Causticum ЮМ (потенция, безопасная при дегенеративном артрите, но не при остром воспалении сустава) настолько восстановили его боевой дух, что он был готов броситься в новые битвы, а жизнь опять приобрела смысл. Такова сила высоких потенций. До лечения он был не только подавлен и замкнут (Кент: «Психическое истощение, безнадежность, отчаяние»), но и довольно озлоблен, что выражалось в его
горьких упреках в слепоте и глупости неудавшихся спонсоров, к которым он обращался (Кент: «Психологические травмы вызывают долго не проходящую досаду»). В реперториум Кента Causticum необходимо добавить в рубрику «Негодование» в третьей степени.
Не только неудача в реализации своей мечты может привести пациента Causticum в отчаяние. Многие люди этого типа живут не только своей общественной борьбой, но и богатой личной жизнью, и потеря любимых может оказывать опустошающее действие на их психику. Causticum — одно из всего пяти лекарств, стоящих в третьей степени в рубрике «Горе» реперториума Кента. Мы не должны забывать, что у Causticum чаще всего бывает очень горячее и романтическое сердце и к предмету своей любви они относятся очень страстно. Тем сильнее глубина горя при потере любимых. Глубина чувств Causticum делает его более глубоким лекарством, чем Phosphorus, который гораздо легче выходит из своего горя, несмотря на начальное, почти истерическое отчаяние, и более чувствительным, чем Sulphur, который также обычно гораздо быстрее Causticum восстанавливается после своих утрат. Горе Causticum безмерно, образ утраченного человека постоянно стоит перед его глазами, а сам он плачет при малейшем воспоминании. Те Causticum, у которых есть стимул собрать свою волю и не распускаться, восстанавливаются гораздо быстрее тех, у кого такого стимула нет и кто иногда может долгие годы чахнуть от тоски.
Навязчивости, интроверсия и тревожность
Не все Causticum отличаются экстравертированностью и пылкостью. Большинство являются идеалистами, однако идеализм некоторых проявляется спокойнее, в виде написания статей или писем, а в обществе эти люди будут относительно робкими и замкнутыми. На самом деле замкнутый подтип Causticum встречается не реже экстравертированного, а многие, аналогично Lachesis, находятся где-то посередине.
Интровертированный Causticum гораздо более склонен к тревоге, чем его экстравертированный двойник. Женщины Causticum чаще бывают интровер-тированными и тревожными (хотя таковыми является и добрая половина мужчин Causticum). Нужно не забывать, что Causticum— это калийная соль, поэтому неудивительно, что интровертированные представители этого типа разделяют многие черты Kali. Одной из таких черт является склонность к навязчивым мыслям и действиям. Чем больше интровертирован пациент Causticum, тем больше он склонен к навязчивым состояниям. Эта черта может проявляться в навязчивом стремлении к педантичности, как у
Arsenicum album или Natrum muriaticum. Некоторые Causticum помешаны на аккуратности и могут даже поправлять картины в домах незнакомых людей. Другие навязчиво педантичны в работе.
Соли калия отличает некоторая ригидность психики. У более экстраверти-рованных Causticum это может выражаться в упорстве при отстаивании какого-то дела. У интровертированных Causticum это может превратиться в проблему навязчивых негативных мыслей. Аналогично тому, как избыточная сексуальная энергия Lachesis находит выход в тревожности, так и Causticum становится тревожен, когда не находит точки приложения своей умственной энергии. Одним из проявлений этого является обсессивно-ком-пульсивное расстройство. После продолжительного стресса у Causticum может появиться навязчивое стремление считать закрытые двери и тому подобное. У него может развиться навязчивое стремление к чистоте и мытью рук, что чаще ассоциируется с Syphilinum.
Однажды мне пришлось лечить одного приятного цожилого человека (ментальная патология Causticum обычно поздно проявляется в течение жизни), обратившегося по поводу писчего спазма. Он рассказал, что в прошлом у него был эпизод психического расстройства, что меня удивило, так как он казался очень открытым и относительно здоровым эмоционально. Его расстройство заключалось в навязчивых неприятных воспоминаниях. Подобные проявления, более характерные для Natrum muriaticum, в сочетании с открытостью и сердечностью вывели меня на Causticum, который не только вылечил писчий спазм, но и значительно уменьшил его склонность ворошить прошлые неудачи. На примере этого пациента можно наблюдать одно из противоречий в психике интровертированного Causticum. Такие люди кажутся открытыми и легко вступающими в контакт с гомеопатом, без всяких зажимов обсуждающими свои эмоциональные проблемы, и в то же время они описывают себя как интровертированных и замкнутых. Оба впечатления правильны. Даже интровертированный Causticum сохраняет определенную степень открытости и идеализма, что отличает его от Kali. Они так же болезненно реагируют на несправедливость, как и их более экстравертированные двойники, и так же часто интересуются политикой. Обычно их отличают либеральные взгляды и для них не характерен социальный консерватизм, обычно наблюдаемый у Kali carbonicum или Kali bichromicum. Нет у них и защитной «стенки», как у интровертированных Natrum muriaticum. Вы видите перед собой серьезных, интеллигентных, объективных и гуманных людей, и это впечатление может навести вас на мысль о том, что эти люди не должны быть излишне тревожными. Однако они сильно страдают от тревоги. Одной из наиболее характерных форм тревоги у интровертированного
Causticum является дурное предчувствие, ощущение, что вот-вот должно случиться что-то ужасное (Кент: «Предчувствие, словно что-то должно случиться»). Обычно это становится проблемой после многих лет стрессов, чаще в пожилом возрасте. Многие пожилые Causticum с возрастом становятся более тревожными и замкнутыми. Идеализм юности выцветает, и вместе с ним уходят уверенность в себе и ясность мышления (Кент: «Пожилые люди со сломленной конституцией»). По мере нарастания тревоги развивается ужасное ощущение, что надвигается какая-то катастрофа. Словно все те ужасы, которые такой человек видел в обществе за долгие годы и которые так и не смог изменить, породили в нем ожидание неизбежного несчастья. Этот страх может принимать специфическую форму боязни, что что-то может произойти с ним самим или с его близкими, и это в состоянии привести к подозрительности и даже к мягким формам паранойи. Также это может проявляться в виде страха смерти. Пожилые Causticum обычно выглядят надломленными, робкими и склонными к некоторой спутанности мышления. Они крайне чувствительны к малейшим неблагоприятным воздействиям, например к излишнему шуму или даже незначительным плохим новостям, любая мелочь может привести их нервы в расстроенное состояние, вызывая дрожание, нервное возбуждение и тихое состояние паники.
Нервная система Causticum становится напряженной и гиперчувствительной по мере их старения, особенно если это сопровождается стрессами в личной жизни или нарушениями со стороны здоровья. Изнашивание организма может провоцировать нарастание тревоги, к которой постепенно присоединяется нарастающая депрессия. Очень часто пожилой Causticum становится более тревожным после смерти своей супруги, которая была для него опорой. После ее потери у Causticum развивается тенденция к неоправданной тревоге и нарастающей спутанности мышления. У него могут появиться страхи в одиночестве по ночам (Кент: «Страх перед засыпанием») или совершенно нереалистичные страхи, будто его выселят на улицу или он заболеет раком, хотя ничего подобного нет. Такие страхи лишь отражают постепенное разрушение его психики после долгих лет ее чрезмерного напряжения.
Женщина Causticum
Большинство представителей этого типа — мужчины, примерно три четверти. Женщины Causticum обычно относятся к интровертированному типу и, как правило, менее идеалистичны и менее склонны к интеллектуальному анализу, чем интровертированные мужчины Causticum. Женщины этого типа благоразумны, независимы и тревожны, легко начинают плакать, однако их эмоции
не столь напряженные. Эти женщины отчасти напоминают пациенток Silicea, хотя они обычно не бывают чрезмерно хрупкими и утонченными, а отчасти — пациенток Natrum carbonicum, хотя они более склонны к сопереживанию и шире мыслят. У женщин Causticum есть сходство и с женщинами Kali carbonicuni) однако они не столь ригидны и «правильны». Очень часто для выявления типа Causticum у женщины физические симптомы случая оказываются гораздо более полезными, нежели психические, так как ключевая особенность типа — идеализм — у них выражена меньше.
Заключение
Causticum — трудный для обнаружения конституциональный тип, во-первых, из-за относительной редкости, а во-вторых, из-за наличия в его проявлениях противоречивых черт. Для мужчин Causticum основным признаком является интеллектуальный идеализм в сочетании с ненавистью к несправедливости. Экстравертированный Causticum может быть не менее теплым и сопереживающим, чем Phosphorus, хотя он более интеллектуален и больше склонен к участию в общественных событиях. Он может быть не менее уверен и страстен в отстаивании своей правоты, чем Sulphur, хотя он более восприимчив и менее эгоистичен. Интровертированный мужчина Causticum идеалистичен и склонен к анализу, страдает от излишней тревоги и навязчивых состояний. Женщина Causticum обычно благоразумна и тревожна, также склонна к навязчивым состояниям и обычно интровертирована. Ее интеллект, как правило, обычно довольно сильный, если только под действием тревоги у нее не развивается некоторая спутанность.
Внешность
Внешне пациенты Causticum обычно худощавы и жилисты (wiry). Лицо заостренное, с возрастом становится осунувшимся и мрачным, с глубокими морщинами. (Хорошим примером внешности этого типа является рок-музыкант Боб Дилан, а его лирика имеет типичное для Causticum содержание.) Кожа лица обычно имеет сероватый оттенок.
China
Сущность: гиперчувствительность.
China является одним из самых сложных конституциональных типов в смысле понимания его личностных особенностей. С одной стороны, это можно объяснить тем, что конституциональный тип Сhiпа Достаточно редкий и поэтому большинству гомеопатов бывает сложно его понять. Некоторые гомеопаты вообще считают China исключительно локальным острым средством, не признавая его как полноценный конституциональный препарат обладающий уникальным профилем личности. Другой причиной непонимания этого типа является существование в нем противоречащих друг другу элементов, например робости и склонности к критике. Третьей причиной является некоторая «бесплотность» природы China, которая усколь-зает от не очень чувствительных людей.
Гиперчувствительность
China - один из самых чувствительных типов вообще (Кент: «Крайняя чувствительность»). У этого препарата можно увидеть эмоциональную и эсте-тическую чувствительность Ignatia, однако кроме этих видов чувствительности для China характерна обостренная способность к экстрасенсорному восприятию, а также крайняя восприимчивость обычных органов чувств. Одним из первых впечатлений, которое производит субъект Сhiпа, это впе чатление обостренной чувствительности. Пациентка Сhiпа будет относиться к вамс большой долей осторожности и сохранять осторожность, пока не узнает вас хорошо, а узнав, начнет открывать свою истинную чувствитель^ ность только убедившись, что вы достаточно понимающий и чувствительный человек (Кент: «Робость»). Естественно, что те субъекты Сhiпа, которые пережили определенные психотравмирующие ситуации, особенно в детстве,
будут проявлять особенную осторожность в общении с вами. Я вспоминаю одну такую пациентку, молодую женщину двадцати пяти лет, проявлявшую особенную осторожность во время беседы со мной при первой нашей встрече. Она смотрела на меня подозрительно, словно я мог обидеть ее, крайне недоверчиво воспринимая мои глубинные вопросы и постоянно переспрашивая, почему это меня заинтересовало вдруг то-то и то-то. Это была очень интеллигентная женщина, с глубоко аналитическим умом, любившая докапываться до истины и философствовать. Она вела очень уединенное существование, так как всего несколько людей заслужили ее доверия и в добром расположении которых она была уверена (Кент: «Страх людей»). Особенно осторожна она была с мужчинами и врачами, так как раньше много страдала от отсутствия чуткости у них. Постепенно я смог выяснить, что у нее был очень агрессивный отец, терроризировавший ее, что окончательно подорвало ее и без того непрочное чувство уверенности в себе. Недостаток уверенности в себе — врожденное качество субъектов China, Основной жалобой этой женщины было слабое пищеварение с непереносимостью многих пищевых продуктов. Лечение несколькими дозами China не только позволило ей есть гораздо более разнообразную пищу, но и значительно повысило чувство уверенности в себе. Она смогла лучше приспособиться к окружающему миру, который перестал казаться ей столь угрожающим.
Существует два подтипа субъектов China— «приземленный» и «эфирный». Оба типа отличаются избыточной чувствительностью, однако если первый чувствителен в основном к любой форме агрессии, то второй помимо прочего обладает чувствительностью в экстрасенсорном смысле. Эти «эфирные» субъекты China обладают наиболее выраженными экстрасенсорными способностями среди всех конституциональных типов. Обычно это замечательные личности, которых интересуют в основном духовные вопросы, причем у них эти интересы оправданны тем, что духовные поиски их основаны главным образом на прямом опыте мистических переживаний, а не на одной интеллектуальной заинтересованности этими вопросами. Обычно это скромные, тихие люди, с виду похожие на мудрецов, которые не торопятся «метать бисер перед свиньями». У меня была подобная пациентка, молодая женщина восемнадцати лет, с огромными цыганскими глазами и прямыми черными волосами, опускавшимися почти до пояса. Вокруг нее словно распространялся аромат тайны, а когда я пытался узнать побольше о ее духовном опыте, она начинала говорить загадками. Все же постепенно я начал понимать ее, и передо мной открылась картина ее неординарных мистических переживаний. По ее словам, большую часть своего свободного времени она проводила в потустороннем, астральном мире, столь же реальном для нее, как и этот. Она могла находиться в потустороннем
мире, сколько хотела, но в нашем мире у нее был любимый молодой человек. Чтобы доказать мне правдивость своего рассказа, она начертила несколько знаков, названных ею «потусторонним письмом», и знаки эти отличались от знаков любого алфавита, который я когда-либо видел, и тем не менее они выглядели достаточно упорядоченно и даже красиво. Эта женщина не выглядела ни истеричкой, ни ненормальной. Создавалось впечатление, что она на самом деле могла путешествовать в ином мире, в котором чувствовала себя в большей степени дома, чем в нашем мире. Ей было трудно смириться с невежественностью и грубостью нашего мира, она чувствовала себя защищенной только в немногочисленном окружении членов своей духовной общины. Однако постепенно она вышла из этой общины, все больше времени проводя со своим земным молодым человеком. Выход этот был для нее крайне болезнен и привел к развитию панических атак, с которыми она и обратилась ко мне. Она жаловалась на агарофобию и тревогу в сочетании с ощущением «лишенности опоры» и «парения в воздухе». У нее начал усиливаться страх сойти с ума. После нескольких приемов China 10M ее тревога значительно уменьшилась.
Гомеопаты, не допускающие существования иных планов бытия China кроме видимого физического мира, легко могут принять «эфирных» пациенток за истеричек. Существует много свидетельств существования «того света», и те гомеопаты, которые в этом сомневаются, должны проявить широту взглядов, так как иначе они не смогут помочь тем своим пациентам, экстрасенсорные способности которых выражены слишком сильно. «Эфирные» China обычно тихие, незаметные люди, они вовсе не хотят привлекать внимание к себе, в отличие от субъектов с истерическими чертами. Те люди, которые стремятся выпячивать, преувеличивать свои экстрасенсорные способности, вряд ли будут иметь конституцию China. Скорее всего, они будут относиться к типам Natrum muriaticum или Ignatia, а если они будут вести себя совсем уж «как на сцене», то к типу Hyoscyatnus.
Женщин China (большинство представителей этого типа — женщины) легче всего перепутать с пациентками Ignatia или Thuja. Различия между этими типами будут очень тонкими. Обычно по сравнению с China у пациенток Ignatia больше выражен эгоизм и они «крепче стоят на своих ногах» и более адаптированы в обществе. Пациентки Thuja почти так же чувствительны, как и China, и почти так же углублены в себя, однако они приземленнее, «более телесны» и больше ориентированы на практические умения. Пациентки China больше склонны к философствованию, чем Thuja, и менее практичны (Кент: «Теоретизирует, строит воздушные замки»). Я видел только одного мужчину China, и он был очень похож на пациента Mercurius, будучи порывистым, даже озорным и склонным к аналитическому мышлению. Однако этот человек
был менее « прикреплен к земле», чем Mercurius, излучал « эфирное очарование» и был склонен к страстным обсуждениям духовных вопросов.
Раздражительность и упрямство
Страсть, переполняющая более духовных пациентов China во время их медитативного экстаза и пыла философских споров, у более приземленных China проявляется в виде раздражительности. Последние не менее чувствительны, однако это выражается в боязливости и подозрительности, а также в обостренном эстетическом чувстве и повышенной телесной чувствительности. За рамки «этого мира» они не выходят. Обычно эти люди склонны к аналитическому мышлению и обладают острым умом, однако недостаток уверенности в себе обычно не позволяет им полностью использовать свой интеллектуальный потенциал. Эти люди обладают достаточно сильной волей. Приземленные пациентки China часто бывают более раздражительными и нетерпимыми, чем Silicea. Хотя они могут испытывать недостаток уверенности в себе при общении с посторонними и обычно достаточно осторожно ведут себя в обществе, они вполне могут превратить жизнь своей семьи в ад постоянными приступами плохого настроения, придирками и упреками. Одна из таких пациенток, интеллигентная женщина 40 лет, всегда горько жаловалась мне на свою дочь. В конце концов она выгнала дочь из дома. Позже дочь этой женщины тоже оказалась у меня в клинике. Она горько жаловалась на эгоизм и нетерпимость своей матери. Более ярко ситуацию характеризует рассказ ее сестры. Сестра вполне уживалась с матерью, однако и она была согласна, что мать нельзя было назвать легким человеком из-за склонности к постоянным придиркам. Эта склонность пациентов China к постоянной критике тесно связана с эгоцентризмом, озабоченностью собственной персоной, неспособностью видеть ничего, кроме себя. Такая женщина будет устраивать скандалы и постоянно придираться к членам своей семьи, совершенно не понимая, что она делает. Я столкнулся с подобным поведением у одной молодой женщины 30 лет, обратившейся ко мне по поводу приступов дурного настроения. Она устраивала яростные скандалы своему мужу, свекру, особенно перед менструацией, и в эти периоды становилась практически невменяемой, а незначительные неудачи и мелкие обиды разрастались до огромных размеров (Кент: «Иллюзия, что к ней придираются»). Эти признания меня довольно сильно удивили, так как она производила впечатление робкой, приятной и чувствительной особы. У нее было привлекательное, озорное лицо, с большими темными глазами (инт-ровертированный эквивалент Phosphorus), в периоды хорошего настроения буквально светившееся счастьем. Однако не менее часто у нее возникали и
периоды страхов. Я не увидел сначала ее лекарства и помогал ей преимущественно с помощью психотерапии, нежели с помощью гомеопатии. Однажды, когда мне пришлось уехать в другую часть страны, эта пациентка позвонила мне по телефону и пожаловалась на кровянисто-слизистый стул. При этом выяснилось, что небольшие прожилки крови были видны в ее стуле многие годы, хотя она не придавала этому значения. Тогда издалека я смог разглядеть то, чего не видел вблизи. Я назначил ей China 200, которая в течение нескольких дней разрешила все ее проблемы.
На самом деле между «приземленным» и «эфирным» типами China не существует разрыва — некоторые из этих пациентов находятся где-то посередине. Они могут обладать сильной интуицией и даже иметь экстрасенсорные способности, однако при этом вполне адаптированы к нашему земному миру. Даже приземленные China никогда не бывают материалистами в том смысле, в каком ими являются субъекты Lycopodium или Nux vomica, они слишком глубоки для этого, однако могут не только любить изящные вещи, но и знают, как стать их обладателями. Однажды мне пришлось лечить очень необычную пациентку, около 40 лет, от хронического гепатита. У нее были бросающиеся в глаза черты — черные как смоль волосы, большие темные глаза на очень бледном лице с выдающимися скулами. В ее глазах было что-то восточное, выражение, которое я видел несколько раз у живущих на Западе китаянок. Эта женщина была довольно яркой особой, склонной к решительным утверждениям, преимущественно критического характера. Любой человек или любая ситуация, способные вызвать ее неудовольствие, тут же подвергались уничтожающей критике. Доставалось всем — официальной медицине, политикам, мужчинам вообще и ее любовнику в частности (Кент: «Презрительный, высокомерный»). Она обладала очень сильной экстрасенсорной одаренностью, и по мере того, как она проникалась ко мне доверием, она рассказывала мне все больше и больше о своих видениях и вещих снах. Ее мистический опыт главенствовал над ее повседневной жизнью, несмотря на то что ей приходилось выполнять материнские обязанности. Молитвы и медитации, а также размышления по поводу своих видений отнимали значительную часть ее времени, а ее деятельность была напрямую связана с мистическим опытом — она была художником и поэтом. Выросшая в богатой влиятельной семье, эта женщина была гораздо более решительной, чем большинство знакомых мне китаянок, однако вскоре для меня стало очевидно, что резкая и даже агрессивная наружность являлась всего лишь способом защиты крайне уязвимого внутреннего мира. Она была очень интеллигентным и утонченным человеком, обладала острым умом, и я уже сделал было ошибку, отнеся ее к типу Ignatia, однако для Ignatia у нее было слишком развито мистическое чувство и она
была слишком боязлива. Кроме того, она была более критична, чем обычно бывает Ignatia, а ее физические симптомы заставили дать ей China 200, что привело к кратковременному ухудшению всех симптомов, за которым последовал сильный прилив жизненной энергии. Эта пациентка демонстрировала черты двух крайних подтипов China, одновременно обладая сильным мистическим даром, склонностью к критике и умением устроиться в обществе.
Дислексия, нерешительность «витание в облаках»
Создается впечатление, что субъектам China, когда они вынуждены пользоваться обычным рациональным мышлением, приходится расплачиваться за свою способность проникать за рамки привычного мира. И в результате иногда у них возникают проблемы с вербальным выражением. Двое из моих пациентов China страдали дислексией (неспособностью к чтению), а один при разговоре постоянно путал слова. Этот пациент, молодой человек с искрой гениальности в глазах, говорил словно пьяный (Кент: «Путает слова»). Он начинал каждую фразу с огромным напором, а затем вдруг запинался, отчего речь его напоминала работающий с перебоями реактивный двигатель. Особенно ярко это проявлялось, когда он начинал говорить на свои любимые темы — философии и духовности. Его энтузиазм вместе с тонким предметом самой темы разговора заставляли его постоянно спотыкаться, подыскивать нужные слова в попытке высказать многое с помощью столь скудного речевого аппарата. Вдобавок к хаотическому характеру его речи в самом его поведении было нечто хаотическое — он был крайне забывчив и ненадежен. У него определенно наблюдалась некоторая степень рассеянности, а кроме того, он сознательно избегал брать на себя какие бы то ни было обязательства. Он мог проводить время на вечеринках вместо учебы, а перед экзаменом зубрить всю ночь. Другими словами, он был недисциплинирован и безответственен, однако благодаря своему обаянию и благородным порывам снискал довольно большую популярность. Эти характеристики делают его одинаково близким к Phosphorus и Mercurius — оба этих типа могут воплощать архетип гениального и безответственного «ребенка богов». Однако этот молодой человек обладал слишком аналитичным для Phosphorus умом и был слишком «неземным» для Mercurius. В детстве у него было несколько приступов ужасных переживаний расширения сознания вплоть до ощущения полного отсутствия собственного «я», и этот факт определил мой выбор China, а не Phosphorus и не Mercurius. Я дал ему China 10M (в картину препарата вошли также крапивница и отмечавшиеся у него в прошлом частые бронхиты),~и после приема лекарства он стал гораздо меньше «витать в облаках» и гораздо лучше мог сконцентрироваться на своих занятиях.
ных конституций мы можем увидеть простои, основанный на здравом смысле подход к жизни, не осложненный интеллектуальными построениями более утончённых типов. При этом мысли и действия пациента Graphites будут более уравновешенны и основаны на логике, в отличие от более эмоциональных типов, таких, как Pulsatilla или Ignatia. В результате пациенты Graphites производят впечатление некоторой неискушенности, невинности. Как и у большинства пациентов Calcarea Carbonica, отсутствие утонченности в психике Graphites не делает их тупыми. Обычно они говорят то, что думают, склонны к прямоте, у них отсутствует коварство, в отличие от пациентов Natrum muriaticum, Sepia и Ignatia, чей тонкий ум склонен к осознанному манипулированию другими людьми.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 676;