Х. Оппель уделял большое внимание гигиеническим условиям содержания больных. Описаны методики выполнения основных медицинских процедур и приема лекарственных средств.
В 1844 г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение – первая в России община сестер милосердия, получившая название «Свято – Троицкая».
В общину принимали вдов и девиц в возрасте от 20 до 40 лет. Обучение проводилось вначале в I Сухопутном госпитале, а затем в стенах самой общины силами врачей, состоящих там на службе. Сестер обучали уходу за больными, выполнению перевязок, фармации, рецептуре. Работали они как в больницах, так и в частных домах. Н.И.Пирогов периодически, на протяжении 1845 – 1856 гг. проводил в больнице общины операции и вскрытия.
В 1847 г. звания сестер милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку в общине. Община существовала на средства благотворительных организаций.
Для удовлетворения потребностей общества в сестрах милосердия новые подобные общины были созданы в Петербурге, Одессе. В Москве в конце 50-х годов в лечебнице для чернорабочих дежурства несли монахини из Вознесенского монастыря.
Однако свои требования к более широкому развитию женского ухода за больными в России предъявила Крымская война 1853 – 1856 гг.
В музее Черноморского флота в Севастополе вместе с другими реликвиями войны хранится фотография 1901 г. На ней среди 13 участников обороны Севастополя немолодая женщина в белом платке и темном платье, на котором три боевые медали. Это Даша Севастопольская.
Ей было 15 лет, когда она для того, чтобы попасть в войска, обороняющие Севастополь, подстриглась под мальчишку, надела старенький матросский костюм, бескозырку и… стала похожа на юнгу. Недалеко от окопов Даша устроила пункт первой помощи, который оказался в центре потока раненых.
Н.И.Пирогов в письме к жене (1853) сообщает: «Когда наши войска, потеряв сражение 8 сентября, возвращались обратно после продолжительной и упорной битвы к Севастополю изнуренными, обессиленными физически и морально, с множеством раненых и изувеченных, истекающих кровью, Дарья «обратилась» в сестру милосердия и принялась безвозмездно помогать страдальцам. К счастью, нашелся в ее повозке и уксус, и кое-какое тряпье, которое употребила она для перевязки ран. Проходившие мимо нее команды с ранеными являлись к ней, как на перевязочный пункт за помощью, и только тогда прекратилось пособие, когда израсходовались у нее все заготовленные запасы. Таким образом, повозка Даши была первым по приходе неприятеля в Крым перевязочным пунктом, а сама она первой сестрой милосердия». На протяжении всей осады Севастополя она проводила дни и ночи на перевязочном пункте, на коромысле переносила воду солдатам, стирала им белье, бинты, перевязывала раненых.
В документах 1854 г. упоминается, что «…в ухаживании за больными и ранеными в Севастополе оказывает примерное старание девица по имени Дарья, которой была вручена медаль «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на груди, и пятьсот рублей серебром».
После первой бомбардировки Севастополя в октябре 1854 г. началась почти годичная осада города англо – франко – турецкими войсками. В этом же месяце в Петербурге для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных пунктах, но и в военных госпиталях великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая I) на свои средства учредила и организовала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия для попечения о раненых и больных воинах.
Она предложила знаменитому хирургу Н.И.Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Н.И.Пирогов принял
предложение великой княгини.
В конце ноября 1854 г. первый отряд из 28 человек прибыл в Крым. Главной начальницей этого отряда была А.П.Стахович. В январе 1855 г. в Севастополь прибыл 2-й отряд сестер милосердия во главе с Меркуловой. Начальницей 3-го отряда была Е.М.Бакунина. Н.И.Пирогов разделил сестер на группы: сестры перевязывающие, которые помогали врачам во время операций и при перевязках; сестры- аптекарши, которые готовили, хранили и раздавали лекарства; сестры-хозяйки, следившие за чистотой и сменой белья, содержанием больных и за хозяйственными службами. Тогда же появился 4-й отряд сестер во главе с Е.М.Бакуниной, который сопровождал раненых при дальних перевозках.
Многие сестры умирали от тифа, некоторые были ранены или контужены. Но все они, перенося безропотно трудности и опасности, бескорыстно жертвуя собой, служила на пользу раненых и больных.
«Первым Крестовоздвиженским сестрам пришлось идти прямо в огонь Крымской компании», - писал Н.И.Пирогов. «Если они так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомнения, много пользы. Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино, наблюдают за служителями и за смотрителями, и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную боль страданий и бедствий».
Впервые в мировой истории сестры милосердия стали оказывать помощь раненым и больным на поле битвы. Великая княжна Елена Павловна, учредив общину, оказала услугу истинно страдающим, сделала переворот в госпиталях, введя в них службу сестер милосердия, призвание которых – проявлять чуткость и заботливость при уходе за больными.
В октябре 1855 г. в Севастополе Н.И.Пирогов для каждой категории сестер Крестовоздвиженской общины разработал подробную инструкцию деятельности, однако и от врачей, особенно молодых, он требовал «исполнения опыта сестер», считая, что сестры «не слепые исполнительницы приказов лица, только что вступившего на врачебное поприще». «Разве знание личности больного, - писал он, - приобретенное постоянным уходом за ним, ничего не значит для врача, видевшего его только раз или два в день».
Членами общины были женщины разных сословий и уровня образования. Это о них писал Л.Н.Толстой в рассказе «Севастополь в мае»: «Сестры, со спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слезного страдания, а деятельного практического участия, то там, то сям, шагая через раненых с лекарством, с водой, бинтами, корпией мелькали между окровавленными шинелями и рубахами».
Среди начальниц отрядов особое место занимает Е.М.Бакунина. Н.И.Пирогов вспоминает: «Ежедневно, днем и ночью, можно было застать ее в операционной комнате, ассистирующей при операциях; в то время, когда бомбы и ракеты то перелетели, то недолетали, ложились, кругом… она обнаруживала, со своими сообщницами присутствие духа, совместимое с женской натурою…»
Отец Екатерины Михайловны – генерал- губернатор Петербурга, Мать племянница М.И. Кутузова. Е.М. Бакунина получила прекрасное, всестороннее образование. С начала Крымской войны, узнав об организации Крестовоздвиженской общины и преодолев громадное сопротивление родных и знакомых, добилась зачисления в отряд и отправки в Севастополь. Е.М. Бакунина стала постоянной помощницей Н.И. Пирогова при операциях; ухаживала за ранеными и больными при их транспортировки из Севастополя.
После Крымской войны Е.М. Бакунина принялась за создание новой общины сестер милосердия. Но, к сожалению, ее стремления, ее борьба против превращения общины в религиозный орден, за дальнейшее совершенствование подготовки сестер не принесла успеха.
После путешествия в Германию и Францию, куда Екатерина Михайловна отправилась, чтобы познакомиться с деятельностью тамошних сестринских общин, у нее появилась твердое убеждение в том, что в основу таких общин следует положить не религиозные, а моральные принципы. Неважно, к какому вероисповеданию принадлежит сестра, а важны ее общественные взгляды и моральные принципы. Однако с этими ее убеждениями не согласилась великая княгиня Елена Павловна, и летом 1860 года Бакунина навсегда простилась с общиной, где она была сестрой – настоятельницей. На склоне лет ею были написаны «Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины, 1854 – 1860 годов». Помимо ее незабываемой деятельности в период Крымской кампании Е.М. Бакунина, считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России.
Простившись с общиной, Е.М. Бакунина у себя в имении, в Тверской губернии, организовало на собственные средства небольшую лечебницу для крестьян. Когда было, необходимо обращалась, за советом врачам, вызывая их на собственные средства из города. Вскоре (также на собственные средства) у себя в лечебнице она поставила несколько кроватей и в собственном доме устроила аптеку, где сама готовила лекарства.
Ее самостоятельная деятельность в течение 7 лет принесла свои плоды: местные губернское земство приступила к организации общественной медицинской помощи сельскому населению. Лечебница Е.М. Бакуниной вошла в общеземельную сеть, ей в помощь был назначен фельдшер, и три раза в месяц регулярно стал приезжать врач.
По предложению земского собрания Е.М. Бакунина приняла на себя обязанности попечительницы медицинских учреждений Новоторжокского уезда Тверской губернии.
В 1877 году в 65- летнем Е.М.Бакунина оказалась на войне на Кавказе, где она по просьбе Российского общества Красного Креста возглавила работу отрядов сестер милосердия.
Кстати, Российского общества Красного Креста (РОКК), которое было создано в Петербурге в 1867 году (его первоначальное название «Российское общество попечения о раненых и больных воинах»), ведет свое начало от сестер милосердия Крестовоздвиженской общины.
Подводя итог деятельности этой общины, следует сказать, что всего на театре военных действий работали 160 сестер, 17 из них погибли при исполнении своего долга.
На наш взгляд будет правильным на этом месте прервать рассказ о развитии сестринского дела в России и рассказать о том, как в то самое время, когда создавалась и действовало Крестовоздвиженская община, по другую линию фронта в расположению английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл (1820 – 1910), которая во всем мире считается основоположницей сестринского дела.
Свое главное предназначение уже в юности Флоренс видела в избавлении людей от болезни и от смерти, которые можно предупредить. Она решила стать сестрой в 20 лет. Но ее мечте не суждено было осуществиться в это время, поскольку общество имело якобы неопровержимые доказательства распутного поведения сестер, поэтому женщины ее круга (а ее семья принадлежала к высшему кругу) не могли думать о профессии сестры. Она обратилась к религии. Чтение книг по медицине и уходу за больными, посещение больниц, уход за детьми живущими в трущебах, приближали ее мечту, которая осуществилась только в 33 года после стажировки в больнице, которой видала католическая организация «Сестры милосердия». В 1853 г. Флоренс Найтингейл становится надзирательницей в заведении для больных женщин благородного происхождения в Лондоне. Ее обязанностями были наблюдение за работой сестер, состоянием медицинского оборудования и контроль приготовления лекарств. Но, несмотря на, то, что заведение было образцовым, Флоренс Найтингейл считала, что нужна специальная школа для подготовки сестер.
Но в 1854 г. английские войска высадились в Крыму, чтобы помочь Турции в войне с Россией. После битвы под Севастополем в английской газете «Таймс» появилась заметка о том, что больных и раненых английских солдат оставляют умирать без всякой помощи в английском военном госпитале в Скутари (недалеко от Константинополя).
21 октября 1854 г. в Турцию прибыл отряд из 38 сестер во главе с Флоренс Найтингейл. Работая старшей сестрой в госпитале, она на собственном опыте убедилась, что, улучшая санитарные условия в госпитале и казармах, можно резко снизить смертность и спасти тысячи жизней.
Несмотря на многочисленные административные обязанности, Флоренс Найтингейл сама ухаживала за больными ночью («ангелом-хранителем» Крыма называли ее солдаты). «Она одна с небольшой лампой в руках исходила многие мили среди беспомощных страдальцев».
Международным комитетом Красного Креста в 1912г. учреждена медаль Флоренс Найтингейл, которой награждают сестер, проявивших героизм на театре военных действий. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. 46 сестер в нашей стране были награждены этой медалью.
Возвращаясь вновь к периоду Крымской войны, следует сказать, что милосердие к воину как общественное движение родилось именно в этот период, когда две выдающиеся женщины противоборствующих стран – англичанка Флоренс Найтингейл и великая княгиня Елена Павловна одновременно протянули руки к проливавшим кровь на поле брани.
В историческом споре о первенстве в становлении сестринского дела «главное – не признание первенства той или иной стороны, а милосердие, одновременно родившиеся в сердцах людей, принесших облегчение и возвращение к жизни больным и раненым воинам, большинство из которых были обречены на смерть».
Мысли об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности возникли у швейцарца Анри Дювана под влиянием поразившей его деятельности сестер в период крымской войны: с одной стороны Флоренс Найтингейл, с другой – Крестовоздвиженской общины. Кроме того, 25 июля 1859г. в разгар франко-итало-австрийской войны, случайно оказавшись в местечке Сольферино (Северная Италия), Анри Дюван был потрясен картиной, которую он увидел на поле боя: раненые умирали из-за отсутствия своевременной медицинской помощи. В 1863г. в Швейцарии был организован постоянный международный комитет помощи раненым, переименованный в 1876г. в Международный комитет Красного Креста. В 1864г. в Женеве состоялась дипломатическая конференция, на которой представители 12 стран подписали международное соглашение – «Женевскую конвенцию об улучшения участи раненых и больных воинов в действующих армиях». Эта конвенция положила начало международному гуманитарному праву, действующему, по сей день. На этой конференции был учрежден особый международный отличительный знак, обеспечивающий правовую защиту на поле боя: красный крест на белом фоне.
Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867г., и тогда же было создано общество попечения о раненых и больных воинах. Это общество было создано на базе Крестовоздвиженской общины. В 1876г. общество было переименовано в Российское общество Красного Креста.
Заключение
Сестры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны. Наркомат здравоохранения, созданный в 1918г., утвердил план и программы обучения для школ, подготавливающих сестер милосердия. В 1920г. общины сестер милосердия были, упразднены, и подготовка их поручалась, органам здравоохранения. При этом из названия школ исчезло и слово «милосердие». Были определены, типы средних медицинских учебных заведений для сестер установлен 2-годичный срок обучения.
К 1940 г. обеспеченность средними медицинскими кадрами, по сравнению с 1913г., возросла в 8 раз. В1942г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра». В годы Великой Отечественной войны 17 медицинских сестер получили звание Героя Советского Союза , 46 –вручена медаль Флоренс Найтингейл, о чем говорилось выше.
В пятидесятые годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.
В 1994г. создана Ассоциация медицинских сестер России, принимающая участия в работе Международного Совета сестер.
В 1995г. впервые в России Г.М.Перфильева, лидер сестринского дела инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России».
1995г. вышел совершенно новый, адресованный сестрам журнал «Сестринское дело».
Лидеры сестринского дела сегодня принимают участие во всех международных встречах, посвященных дальнейшему развитию этого направления и способствующих его дальнейшему реформированию в нашей стране.
Использованная литература:
С.А. Мухина,
И.И. Тарновская
Теоретическая часть по предмету
«Основы сестринского дела»
Учебник для медицинских училищ и колледжей
2-е издание, исправленное и дополненное
г. Москва, 2009г.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 750;