О начале философствования
Аристотель считал, что философия начинается с удивления. Удивиться и увидеть нечто «впервые» очень трудно. По-настоящему на это способны, пожалуй, только гении и дети. Декарт видел истинное начало философии в сомнении. Фейербах считал, что философия начинается с любви. Кьеркегор выводил философию из отчаяния. Все эти подходы к философии объединяет общее - в них присутствует сильная страсть.
Назначение философии
Для чего нужна философия? Сократи Платон считали, что благодаря философии человек «становится подлинно совершенным». Англичанин Гоббсполагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Назначение философии состоит в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии - дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать "обезьяной цивилизации", чем без нее.
Основные выводы
· Философия – исторический тип мировоззрения, в основе которого лежит рациональное отношение к действительности.
· Предмет философии – всеобщее в системе «мир – человек».
· Основной вопрос философии – что первично: материя или сознание?
Раздел I
История мировой философии
Индийская философия
О философии Востока и Запада
Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая и Японии. Традиционно считается, что западная философия рациональна, научна, ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, интуитивна. Вряд ли с этим можно согласиться. Основные проблемы философии одинаковы и на Востоке и на Западе. В некотором отношении отличны друг от друга методы философского исследования. Например, индийская философия рассматривает различные проблемы онтологии, теории познания, этики, эстетики не порознь, а со всех сторон. Эту тенденцию называли синтетической особенностью индийской философии.
Индийская философия: основные понятия
Индийская философия является самой древней в истории мировой цивилизации. Наибольший интерес сохраняет индийская классическая философия, берущая свое начало в Ведах, Упанишадах и эпических поэмах Махабхарата и Рамаяна. В соответствии с данными источниками в древнеиндийской философии выделяют три основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Для индуса характерен интереск человеку и миру. Единство человека и мира лучше всего выражается формулой: "Атман есть Брахман". Атман - это Я, душа, всепроникающее духовное начало. Брахман- безличный абсолют. Атман и Брахман - это субъективное и объективное, психическое и космическое начала в человеке. Человек в своих высших духовных проявлениях становится и богом, и космосом.
Высшее счастье для человека – мокша (избавление от всяких мирских привязанностей). Отвергая низшее знание действительности (оно не истинно и фрагментарно), достигая с помощью медитации и йоги знание высшее (восприятие бытия в его целостности), человек закладывает основы благоприятной реинкарнации (переселения души) и кармы (воздаяния за прошлые действия).
Все философские школы, в зависимости от того, принимают или отвергают они Веды как авторитетные источники философской традиции, делятся на ортодоксальные и неортодоксальныешколы. Среди ортодоксальных систем философии особенно выделяется йога.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 502;