Социальная философия П. Я. Чаадаева
П. Я. Чаадаев (1794-1856 годы)
Закончил Московский Университет (вместе с Грибоедовым), участвовал в войне в 1812 году в составе Семеновского полка.
1820 год — подает в отставку. Становится членом северного общества декабристов. Много путешествует. Начинает интересоваться философией, религией (католичеством).
1825 год — возвращается на Родину, после восстания декабристов. Он декабристам сочувствовал, однако по делу не проходил. Под влиянием восстания, он пишет труд: «Философские письма» (на французском языке) в журнал «Телескоп». Журнал был закрыт, Чаадаев объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.
1925 год — запрет на письма был снят. Чаадаев в письмах стремится объяснить русскую историю, понять, что такое Россия и куда она движется. «Прошедшее России — пусто, настоящее — невыносимо, а будущего нет вовсе».
Россия находится между Западом (Германия) и Востоком (Китай). Она могла бы стать мостом между ними, но Россия как бы оказалась вне времени и пространства и выпала из истории.
В России никогда не было благоустроенной жизни, а значит и не было навыков сознания, связанных с ней, т. к. благоустроенность вносит душевное спокойствие и правильность в ум.
Поэтому, в русской истории практически ничего не происходит. Мы растем, но не созреваем.
В России появилось рабство:
- Рабство монголо-татар
- Изобрели собственное — крепостническое
Чаадаев будущего для России не видит, т. к. придется все создавать заново. Начинать надо с уничтожения рабства.
Пушкин в письме к Чаадаеву не согласился с ним, считая, что русская истории — это великая история. Другой истории у нас нет.
После этого (начало 30-х годов 19 века) Чаадаев частично пересмотрел свои взгляды. «У России есть будущее». «Русская цивилизация — исторически позднее. А значит мы можем не совершать ошибок, Которые делались до нас. Мы призваны решить большую часть исторических проблем, завершить большую часть идей, ответить на важнейшие вопросы».
С Чаадаева берут начало две линии соц. мысли.
- Западничество (русская история нуждается в улучшении, изменении)
- Славянофильство (русская история самобытна)
1) По Чаадаеву исток всех несчастий — Византия, жалкая и презренная. Приняв Христианство из Византии, России отдалилась от Запада. Тогда такой взгляд был традиционен.
Чаадаев большое значение уделял истории, как науке. Считал, что в ней существуют ясные, социальные законы, которые управляют сменой эпох. Его концепция носит религиозный характер.
Движущийся силой истории является не человек, а божественное провидение (бог определяет историю). История начинается с возникновения человека. В истории есть духовный элемент, который является главным.
История мысли — это и есть подлинная история (все великие революции были в сущности духовными: люди искали истину, а попутно нашли и благосостояние)
Чаадаев полагал, что у истории существует конец. Движение мысли не вечно, поэтому наступит идеальное состояние (все цели будут достигнуты). Это Царство Божье. По Чаадаеву Царство Божье — это гражданское общество, в котором наступит равенство для всех, свобода, будут развиваться культура и просвещение.
Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 2838;