Социологические (марксизм) и натуралистические (фрейдизм, бихевиоризм, философская антропология) трактовки человека. а) Социологическая концепция трактовки человека
(марксизм). Его идей:
—человек изначально деятелен и формирование специфических свойств происходит в процес се развития предметной деятельности — исторически.
Формирование потребностей людей происходит исторически и при влиянии труда;
—человек, обособленный от других людей оказывается животным, не приспособленным к жизни, поскольку труд является коллективнойдеятельностью;
—особое значение, которое человеческие индивиды получают внутри общества определяется их местом в сложной системе отношений. Особые функции,
отличающие одного индивида от другого являються общественными отношениями;
- человеку свойственно сознательное причисление себя к общественно-родовому объединению и сознательно-волевое осуществление своей жизнедеятельности,что предполагает ответственность, совесть и т.д.
- определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и оказываются вторичными по отношению к общественному бытию;
—Маркс писал: «... человек является непосредственно природным существом, наделенным природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде
задатков и способностей, в виде влечений».
б) Фрейд о природе человека. Фрейд является биологическим детерминистом.;
—все проявления человеческой активности подчиняются определенным законам и детерминированы инстинктивными силами, т.е. Фрейд рассматривал людей механически, ими управляют те же законы, которые применимы к поведению других организмов;
—люди побуждаемы иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами, которые находятся вне среды сознания;
—Фрейд считает, что «ЭГО», являясь рациональным компонентом структуры личности, служит средством для реализации требований ид — примитивных, врожденных аспектов личности;
—понимание человека возможно на основе изучения его как единого целого. Поведение человека невозможно понять полностью вне контекста динамического взаимодействия ид, эго и суперэго;
—в своей психоаналитической теории Фрейд отмечал, что ид составляет конституциональную основу личностной структуры и развития;
— личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Структура характера каждого индивидуума формируется в раннем возрасте и остается неизменной в зрелости;
— люди живут в субъективном мире чувств, эмоций,
ощущений. «Внутренний мир» — есть причина других явлений—объективных состояний типа психи- ческих травм, подавления и др.
— человеческое поведение регулируетсястремлением уменьшить напряжение на уровне организма, так какинстинкты требуют внешнего выражения,
в) Бихевиоризм:
— Представитель этого направления Э. Торндайк определил, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания;
— Д.Б. Уотсон отмечал, что поведение должно обрясняться из отношений между непосредственно воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями);
— Уотсон вывел формулу: «стимул — реакция» (S—К). Все процессы, физиологические и психические, происходящие между стимулом и реакцией, должны быть выведены из гипотез и объяснений психологии;
—эмоции составляют совокупность внутренних изменений и внешних выражений;
—эмоциональным поведением можно управлять по определенной программе.
Вопрос 3. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «ИНДИВИД», ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ», «ЛИЧНОСТЬ»
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 732;