ЛЕКЦИЯ № 27. Ложь

Наряду с истиной далеко не последнее место в нашей жизни занимает ложь. Ложь— это высказывание, искажающее действи­тельное положение вещей. Гносеологически ложь определил еще античный натурфилософ Аристотель, считая ложным то, что на­ходится в противоречии с действительностью: если суждение со­единяет то, что разъединено в действительности, или разъединя­ет то, что в действительности соединено, то оно ложно.

Ото лжи следует отличать бессмыслицу (бред, чепуха, ерунда, набор слов) или абсурд. Также не следует путать ложь и заблужде­ние: ложь— это сознательное и преднамеренное искажение исти­ны; заблуждениеможно представить как извращенное, иллюзор­ное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики.

С психологической и этической точек зрения следует разли­чать ложь сознательную и ненамеренную (нечаянную).

Ложь— заявление, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает, коверкает то, что он знает о рассматри­ваемом положении вещей, либо когда он знает совсем другое, чем то, что он говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осужде­нию, если обман вызван стремлением нанести вред другому чело­веку или добиться для себя преимущества перед другим. Как бы это ни выглядело, позитивно ложь может быть оценена только из вежливости или из жалости. Немало лжи возникает и в вопросах: спрашиваемый воспринимает вопрос как принуждение к ответу (соответствующему истине), которого он стремится избежать с помощью лжи (пословица: «Не спрашивай меня, тогда мне не нужно будет тебе лгать»), вот почему уважаемом лицу не нужно задавать никаких вопросов; чаще всего полное молчание не дей­ственно, так как оно оставляет слишком много простора для до­гадок и не предотвращает несчастья. В подобных ситуациях необходимо в зависимости от случая или по чистой совести раз­личать, что служит высшей этической ценности — правдивость или ложь.


Немецкий учёный и философ XVIII века И. Кант считал, что лгать нельзя ни при каких обстоятельствах, потому что это закон общества, при отсутствии которого общество разваливается, рас­падается. Противоположная точка зрения толкует, что правомер­ность и законность лжи определяется ее последствиями. Если они хороши, то это оправдывает ложь. Недаром существуют в на­роде такие понятия, как «святая ложь», ложь во имя спасения или правды, т. е. искажая правду во имя чего-то, кого-то или попро­сту обманывая, человек пытается найти наиболее выгодное рав­новесие между нравственным аспектом (осуждением), вынуж­денным положением и последствиями такого положения.

Отсутствие лжиявляется одним из признаков нравственного поведения, которое по Канту характерно тем, что оно, с одной стороны, согласно закону, с другой — его мотивацией является достоинство человека. Нравственный законвозникает в результа­те обобщения человеческого поведения. Знание закона не об­условлено образованием, а также прямым познанием.









Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 476;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.