Л Е К Ц И Я № 15. Человек в мире природы

Природа — одна из сфер человеческого бытия. В широком смысле слова это — все сущее, бесконечное многообразие кон­кретных проявлений мира. Понятие «природа» характеризует каждое сущее, включая и человека, это своеобразное ядро вещи, совокупность существенных признаков, сторон вещи. Природа в узком смысле — естественная часть мира, естественная среда обитания человека.

В древностисилы природы персонифицировались в образах богов, человек — ощущал свою слабость в противостоянии им.

В античноммышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой.

В средневековьеприрода ставилась ниже, чем человек, ибо по­следний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в природе воплощен Божествен­ный план.

В эпоху Возрождениячеловек в природе открыл для себя кра­соту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея бы­ла далее развита в Новое время. Человек— произведение приро­ды, он существует в природе, подчинен ее законам.

Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, роль материального производ­ства в обеспечении их противоречивого единства, указывали на целенаправленный характер воздействия на природу, предупреж­дали, что при этом нельзя преувеличивать сознательное начало.

Проблему единства человека и космоса обсуждали русские космисты XIX—XX вв. Современный человек, по мнению К. Э. Циол­ковского, не является завершающим звеном эволюции. «Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изме­нится его физическая природа, он приблизится к высшим орга­низмам, населяющим межзвездное пространство». Наукой XX в. сформулирован антропный принцип, согласно которому ритмы Вселенной и человека близки или совпадают. Антропный прин­цип требует рассматривать Вселенную как сложную самооргани-


зующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Тем самым преодолевается разрыв между объектом и субъектом, а мир природы и мир человека сближаются.

Философы отмечают двойственную роль природы по отноше­нию к человеку. В конце XX в. природа рассматривалась А. А. Бог­дановым как враг и в то же время — как полный тайн и загадок друг человека. По его мнению, необходимым дополнением «товарище­ского сотрудничества» становится сотрудничество с природой.

Исходя из методологии ошибочно как преувеличивать роль природы, так и недооценивать её географических факторов. Вто­рая половина XX в. утверждает необходимость коэволюции, т. е. совместной эволюции природы и человека, а также надобность сопоставлять цели, средства и последствия такой деятельности.

Идея коэволюцииакцентирует внимание не на борьбе за суще­ствование и естественном отборе, а на процессах сотрудничества, взаимного обмена энергией. Это наиболее реалистическая и здра­вая идея преодоления разницы между природой и обществом, она соединяет их в одно целое, развивая концепцию динамического равновесия, стабильного развития человечества. Благодаря этой концепции человек предстаёт носителем коэволюции, целостно­сти природы и общества.









Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 472;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.