Л Е К Ц И Я № 9 . Общие представления о духе

Дух(от лат. spiritus — «дуновение, дыхание, запах») — в широ­ком смысле — идеальное сознание как высшая форма психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием мышления.

Представители различных течений философии выделяют субъективный дух (субъект, личность, индивидуум), абсолютиза­ция которого ведет к субъективному идеализму, и объективный дух (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание первичности кото­рого ведет к объективному идеализму.

Античные философы рассматривали дух как теоретическую деятельность (например, для Аристотеля высшей формой дея­тельности духа являются мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако дух понимался и как сверхразумное начало, поз­наваемое непосредственно, интуитивно (М. Плотин). Такая точка зрения внешне близка религиозной идеологии, согласно которой дух — Бог, сверхъестественная сущность, лишь предмет веры.

Немецкая классическая философия подчеркивает активность ду­ха, рассматривая его как деятельность самосознания. Г. Гегель пони­мал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме как единство практической и теоретической деятельно­сти: бытие духа есть его деяние, хотя это деяние понимается толь­ко как познание. Дух по Гегелю преодолевает природное, чув­ственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистическая философия рассматривает дух как вторич­ное по отношению к природе. Для античных материалистов дух есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу.

Материалисты XVII—XVIII вв. (Т. Гоббс , Ж. О. Ламетри)по­нимали дух лишь как комбинацию ощущений в целом, как разно­видность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и отвергает пред­ставление о нем как о чем-то существующем независимо от мате­рии. Духовное— это высокоорганизованная материя, результат общественно-исторической практики людей. Общественное соз-


наниевыступает как отражение общественного бытия. В то же время она активно воздействует на общественное бытие, на прак­тическую деятельность человечества.

Представления о духе в истории философской мысли связаны со взглядами на природу человека. Философы Античности, особен­но натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, микрокосмос. Начиная с Сократа, они считали человека двой­ственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотно­сил душу с идеей, Аристотель считал душу формой. В Средневе­ковой философии главное размежевание происходит не столько между телом и душой человека, сколько между «плотским челове­ком» и «духовным человеком». Природа человека понимается как трехчастная: тело — душа — дух. Духовность человека состоит в его совести, причастности к Божественному посредством веры, надежды и любви.

Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной, католической и протестантской концепциях человека, т. е. в рамках основных вероисповеданий христианства.









Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 508;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.