Живопись. Дворцы и общественные здания Рима украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии
Дворцы и общественные здания Рима украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки. Художники часто изображали сцены из повседневной жизни и натюрморты. Римская живопись, отталкиваясь непосредственно от греческих образцов, использовала различные возможности для пластического изображения: цветовая и воздушная перспектива, свет и тени создавали иллюзию пространства.
До наших дней дошли фрески, покрывавшие стены домов знати. Само по себе искусство декорирования восходит к греческой традиции расписывания стен и обустройства внутренних двориков. Со временем орнаментальная живопись интерьеров была вытеснена имитацией архитектурного декора, что отражало тяготение к пышности. Искусство использовалось римлянами для демонстрации богатства, престижа и статуса. Наряду с жилищем римляне расписывали домашнюю мебель и посуду.
Распространенным видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.
Театр.
Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. В римском театре господствовала комедия. На праздниках в честь жатвы исполнялись фесценины - грубоватые сатирические песни. Были популярны сатуры - представления, которые включали в себя музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания. Самая счастливая и долгая судьба оказалась у ателланы. Так называли представление (обычно комическое), в котором действовали маски-характеры. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дель арте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Текст ателланы сочиняли по ходу действия участники спектакля, и только в I в. до н. э. появились литературные обработки ателланы. На рубеже новой эры наибольшим успехом в Риме пользовались комедии, написанные как подражание греческим образцам, - паллиаты. Действие пьес происходило в Греции, и соответственно персонажи были греками, но поведение этих «греков» скорее напоминало римлян. Создателем паллиаты был римский поэт Гней Невий, а расцвет жанра связан с именем Плавта, который в своих комедиях стремился прежде всего к занимательности. Большое место в комедиях Плавта занимали музыкальные номера, арии и речитативы, произносившиеся под музыку. Своим творчеством он заложил основы европейской комедии нового времени. Другой известный римский драматург, писавший паллиаты, - Теренций. Он много внимания (и в этом чувствуется греческое влияние) уделяет обычному человеку, семейной тематике. Он сатирически рисует нравы своего времени, неизбежные конфликты отцов и детей, ветреность молодёжи и излишнее морализаторство старшего поколения. Император Октавиан Август для воспитания нравов стремился возродить на сцене римского театра трагедию, его поддержал поэт Гораций. В тот же период был распространён пантомим - сольный мужской театрализованный танец.
Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому не имел того же общественного значения. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на общегосударственных праздниках. Спектакли могли ставиться и в любое другое время по инициативе знатного гражданина. Для представлений строились специальные сооружения, которые по окончании действа ломались. Сценической площадкой был деревянный помост. Для зрителей ставили скамьи, по иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя. Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н. э. и вмещал до сорока тысяч человек. Римский театр отличался от греческого: хора не было, появился занавес, до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой, театры сооружали на ровном месте.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 627;