А. П. Платонова.

 

Первой книгой А. Платонова была брошюра «Электрификация» (1921). Первая фраза тоже начиналась со слова «электрификация»: «Электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 г.». Второй книгой стал сборник стихов «Голубая глубина» (1923).

Вера в революцию и науку, в техническое переустройство мира определяли мировосприятие молодого Платонова. Андрей Платонов вырос в семье рабочего, талантливого изобретателя-самоучки, «героя труда» (так писали об отце писателя в воронежских газетах, неоднократно помещавших материалы о «примере пролетария»). Свои первые газетные заметки писатель подписывал: «Рабочий А. Платонов». Основной специальностью писателя была электротехника: он закончил воронежский политехникум по специальности электромонтер.

В течение нескольких лет Платонов работает как инженер-практик, сочетая практическую деятельность с литературой. Тёплое – на грани физического ощущения – отношение к технике он передал своим героям: тонкое понимание технического устройства – мерило человеческой ценности во многих его произведениях. «Душевное» понимание машины станет особой, только его черточкой. «Истинный философ – механик» - вот твердое убеждение молодого писателя.

Вот лишь один эпизод из повести Платонова «Сокровенный человек». Герой повести – Фома Пухов – наблюдает картину попавшего в аварию железнодорожного состава: «Не глядя на лежащего машиниста, он засмотрелся на его замечательный паровоз, всё еще бившийся в снегу.

- Хороша машина, сволочь!»

Погибший в аварии помощник машиниста удостоен краткой похвалы: «Жалко дурака: пар хорошо держал!»

Особая нежность, привязанность «технического человека» к машине (часто вытесняющая горе и тоску по людям) станет устойчивым смысловым комплексом, который будет определять лицо платоновской прозы в контексте литературы 1920 – 1930-х гг. Человек же, наоборот, с полным основанием может быть приравнен к техническому приспособлению – и это совсем не обязательно демонстрация бездушия или человеческой несамостоятельности. «Железный инвентарь какой» - это своего рода комплимент Жачева терпеливому крестьянину, которого он избил как «наличного виноватого буржуя» (повесть «Котлован»).

Устойчивые, сквозные темы и мотивы будут пронизывать всё творчество Платонова. Сам он писал об этом так: «Мои идеалы однообразны и постоянны. Я не буду литератором, если буду излагать только свои неизменные идеи. Меня не станут читать». Но с важнейшими темами, образами, персонажами и даже сюжетами Платонов не расстанется до конца своей жизни.

Уже в стихах Платонова важное место занимает образ странника. В ранних, дореволюционных произведениях – это образ скорее традиционный: отправившийся за счастьем «туда, где нас нет», божий человек, босиком шагающий по просёлочной дороге. После революции образ странника в творчестве Платонова приобретет символическое значение. «Новое странничество – о нем пишет Платонов не только в стихах, но и в первых прозаических произведениях, - перестает быть только физическим передвижением по земле или в космическом пространстве, оно становится путешествием мысли в поисках разгадки тайн вселенной». Поиски истины, счастья, смысла всеобщего существования станут в поэтике Платонова сквозным сюжетом, который объединит все его произведения в одну большую книгу. Дорога, пространство, которое преодолевает герой-странник, и время, которое у Платонова становится мерой пространства, - всё это компоненты специфически платоновской модели сюжета.

В раннем творчестве сформируется и идея Платонова об активном творческом переустройстве Вселенной человеком. Одна из газетных статей Платонова называлась «Преображение» и была посвящена будущей победе человека во Вселенной: «В этот день весны преображенного мира, день утверждения всечеловеческой радости, день веры в преображающую пламенную силу человека – выше стоит над нами старое солнце, дальше открыта светлая бесконечность…»

Оптимистичность очень скоро сменится в творчестве Платонова на «ветхую грусть» и «тоску тщетности», но сама идея о том, что «человечество – художник, и глина – вселенная», в творчестве писателя будет разрабатываться и дальше. Поменяется только её философская оценка – утопические проекты города «победившего социализма» (роман «Чевенгур») или общепролетарского дома (повесть «Котлован») будут осмыслены в трагическом ключе.

Художественное исследование утопии определит творческую эволюцию Платонова. Писатель будет всё время проверять новое, постреволюционное «техническое устройство» на прочность, удостоверяться в его надежности. По сути, всё его творчество станет испытанием утопии, а основные этапы этого исследования – испытание будущего, испытание прошлого, испытание настоящего.

Испытанию будущего посвящены научно-фантастические произведения Платонова. К ним следует отнести рассказы «Маркун» (1921), «Потомки солнца» (1922), «Рассказ о многих интересных вещах» (1922), повесть «Эфирный тракт» (1926 – 1927).

Основу сюжета во всех этих произведениях составляют приключения технической идеи. «Маркун» рассказывает об изобретении вечного двигателя, «Эфирный тракт» - об открытии законов «выращивания» вещества, «Рассказ о многих интересных вещах» - об изобретении способа получать воду в пустыне с помощью электричества (пожалуй, последний проект был не столь утопичен, как остальные: спустя год после публикации рассказа Платонов получает патент на изобретение «электрического увлажнителя корневых систем и корнеобитающего слоя почвы»).

Техническая идея почти всегда побеждает, однако платой за это становится судьба ученого – ни один технический проект не научил человека преодолевать смерть. Платонова интересует не сюжетные хитросплетения, а самое главное – место и роль человека во вселенной, взаимосвязь природы и науки, проблема человеческого счастья. Как у подлинного исследователя, у Платонова нет готового ответа на вечные вопросы. Почти всегда он предлагает несколько вариантов решения – и ни с одним не соглашается однозначно.

Итогом научно-фантастических опытов Платонова станет серьезное сомнение в самостоятельности глобальных технических проектов. Грандиозный план переустройства вселенной понимается теперь писателем как утопический. Сомнение – вот основной итог философских и художественных исканий молодого писателя.

Испытание прошлого ведется Платоновымна материалах эпохи Петра I. Повесть «Епифанские шлюзы» (1927), которая стала литературным «дебютом» Платонова – на этот раз в роли профессионального писателя, посвящена реформаторской деятельности Петра I.

«Епифанские шлюзы» посвящены далекой истории – написанные следом «Сокровенный человек» и «Чевенгур» обращены в недавнее прошлое. Ключевые мотивы платоновской поэтики, важнейшие составляющие его художественного мира получают в них дальнейшее развитие и наполняются новыми значениями. Странники, бредущие по неизвестному миру в поисках смысла пролетарской революции и вечной истины, вновь появляются на страницах платоновской прозы. История утопического города Чевенгура – это «сказка», которая упорно не хочет становиться «былью». Она рушится на глазах тех, кто считал себя ее героями. Революция, которая не находит места в душе исконного пролетария Пухова, - главная тема «Сокровенного человека». Истина и счастье в очередной раз ускользают от платоновских героев.

Испытание настоящего – тема произведений Платонова конца 1920 – начала 1930-ХХгг.: «Города Градова», «Усомнившегося Макара», очерка «Че-Че-О». Наиболее значительными из всего созданного в этот период являются повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан». Вскоре после публикации рассказа «Усомнившийся Макар» и повести «Впрок» Платонов подвергается жестокой критике как «кулацкий агент», «классовый враг», замаскировавшийся «юродивый бедняк». Публикация всех последующих произведений стала делом почти нереальным: Платонову удается изредка печатать лишь свои литературно-критические работы.

Последний этап творчества Платонова связан с деятельностью фронтового корреспондента газеты «Красная звезда». Главные темы этого периода – жизнь и смерть – осмысляются писателем на кровавом, жестоком до непереносимости материале. Но за время войны Платоновым написано несколько рассказов о любви – в том числе «Афродита» и «Семья Иванова». Последний рассказ вновь вызвал поток проработочной критики: на этот раз Платонова объявили автором «клеветнического», «декадентского» произведения. Последнее опубликованное произведение писателя – сказка «Две крошки». Мир сказки вывернутый наизнанку мир раннего творчества: бесконечное пространство, которое было мало изобретателем в фантастических рассказах, сворачивается в точку, чтобы исчезнуть насовсем. Таков закономерный итог эволюции утопии – превратившись в антиутопию, она перестает существовать в тот момент, когда в произведении ставится последняя точка.

 








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1151;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.