Каналы вертикальной мобильности
Социальную мобильность могут ускорять или наоборот затруднять различные факторы, каналы вертикальной мобильности, или как их называл Питирим Сорокин «каналы вертикальной циркуляции». Он считает, что поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные "лифты", "мембраны", по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.
Особый интерес представляютсоциальные институты — армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качествеканалов социальной циркуляции.
Армияфункционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.
Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.
церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII — сын плотника. П.Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI веке папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.
Помимо восходящего движения церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.
школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции.
Можно добавить институт брака, который представляет собой скоростное продвижение по социальной лестнице.
Но не каждый индивид, покинувший привычный ему страт способен закрепиться в новой страте. Здесь возникают трудности духовного плана: смена ценностей, образа жизни, окружение. Особенно это касается тех, кто совершил путь вниз по стратификационной лестнице. Человека, находящегося между двумя культурами, называют маргиналом
Термин маргинальностьвпервые использовал Роберт Парк для обозначения «культурного гибрида», разделяющего «жизнь и традиции двух различных групп». Маргинал теряет свой прежний статус и не может адаптироваться к новой социокультурной среде того страта, в котором он формально существует. Система ценностей, образ жизни маргинала не соответствует новым принципам, нормам, правилам. Он начинает социализацию в одном классе, страте, а заканчивает в другом и буквально разрывается между двумя типами культур, стилями жизни, не знает, как себя вести, одеваться, разговаривать, чтобы соответствовать стандартам нового статуса. Часто маргиналы весьма поверхностно приспосабливаются к новым условиям, превращаясь в снобов, о чем свидетельствует пример так называемых «новых богатых», совершивших быструю вертикальную восходящую мобильность. Результатом их предвосхищающей социализации стало усвоение поверхностных элементов культуры «верхнего высшего класса», которых кроме богатства отличают великосветские манеры, безупречный вкус, поведение, участие в благотворительной деятельности. К маргиналам также относятся опустившиеся на «социальное дно» когда-то успешные люди, имевшие в обществе высокий социальный статус, пользовавшиеся уважением.
Таким образом, специфика культуры, ценностей того или иного страта может выступать институциональным институтом, который замедляет движение индивида по вертикали.
Вопрос
Советское общество никогда не было однородным, хотя в условиях крайней заидеологизированности «де-юра» господствовала так называемая трехчленная структура общества (рабочий класс, крестьянство, прослойка интеллигенция), как отмечалось выше. Однако де-факто существовала социальное неравенство по отношению к власти, престижу, богатству.
В 1930-1950-е годы в реальности в советском обществе с точки зрения западного исследователя А. Инкельса выделялись следующие социальные слои:
1 слой: правящая элита: фактически бесконтрольная власть, привилегии, неподвластность судебно-правовым санкциям (руководители партии, правительства, высшее военное руководство, высшие чиновники).
2 слой: высший слой интеллигенции: власти меньше, но материальные вознаграждения значительные (различные лауреаты, видные ученые, художники, обладатели наград).
3 слой: аристократия рабочего класса: высокая зар. плата, особые условия труда, быта, высокий престиж в обществе (ударники пятилеток, стахановцы).
4 слой: интеллигенция, управленцы среднего звена, руководители средних предприятий (имеют средний уровень жизни).
5 слой: мелкие управленцы, бухгалтера, служащие (имеют средний уровень образования).
6 слой: преуспевающие работники передовых колхозов и совхозов (имели льготные условия труда, доход с приусадебного участка плюс з/п позволяют сохранить приличный уровень жизни).
7 слой: средне- и малоквалифицированные работники в городах (уровень весьма низок).
8 слой: средние слои крестьянства (низкая зарплата).
9 слой: армия заключенных лагерей.
В условиях так называемого развитого социалистического общества реальной Обобщая 70-летний опыт строительства социализма, известный советский социолог Т.И.Заславская в 1991 г. обнаружила в его социальной системе три группы:
1 слой – высшие слои партийной, государственной, хозяйственной, военной бюрократии, так называемая номенклатура. Законодательно не являясь собственниками национального богатства, фактически они монопольно контролировали и использовали это богатство. Номенклатура имела круг льгот и преимущества, которые были недоступны рядовым гражданам. По существу – это была закрытая каста, не заинтересованная в своей численности. Пополнение ее шло в основном за счет людей своего круга. Численность высшего звена номенклатуры 100 тыс., а низшего – 150 тыс. человек. Это те, кого нельзя было всенародно избрать или сменить. Кроме них в номенклатуру входили руководители предприятий, строительства, транспорта, сельского хозяйства, обороны, науки, культуры, министерств и ведомств. Общая численность – около 750 тыс., а с членами их семейств численность правящего класса номенклатуры в СССР – около 3 млн. человек, т.е. менее 1,5% населения страны.
2 слой – прослойка между высшим и низшим слоем. Это слой, обслуживающий номенклатуру: работники, занятые в сфере идеологии, партийной прессы, научная элита, видные деятели искусства.
3 слой – Следующую ступеньку составлял слой, причастный к функции распределения национальных богатств: государственные чиновники, распределявшие социальные блага, руководители предприятий, колхозов, совхозов, работники сферы материально-технического снабжения, торговли.
4 слой – аристократы рабочего класса: ударники стахановцы. Низшая ступень – наемные работники государства: рабочие, крестьяне, часть интеллигенции. У них нет собственности. Их характеризуют низкие доходы, ограниченная структура потребления.
Подведем итоги. Советское общество никогда не было социально однородным, в нем всегда существовала социальная стратификация, представляющая собой иерархически упорядоченное неравенство. Социальные группы формировали подобие пирамиды, в которой слои различались объемом власти, престижа, богатства. Поскольку отсутствовала частная собственность, то не было экономической базы для возникновения классов в западном понимании. Общество являлось не открытым, а закрытым, наподобие сословно-кастового. Сословий в привычном смысле в советском обществе не было, поскольку не было правового закрепления социального статуса.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1141;