Основные элементы культуры

Знаки и символы представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение и человека. Язык — это объективная форма аккумуляции, сохранения и пе-и»дачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет, по крайней |мере, два взаимосвязанных значения:

· язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем;

· конкретный так называемый этнический язык — конкретная реально существующая знаковая система, используемая в кон-I и "гном социуме, в конкретное время и в конкретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной системой. Основные его функции — создание, Iмнение и передача информации. Выступая средством человечес­тво общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает со­пельное поведение человека. Ценности — это общепринятые убеждения относительно це-i и, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Христианская мораль, например десять заповедей, помимо других требований, предусматривает сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность (не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего мать свою»). Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям(героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизмy), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является. Правила регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. А социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных по­ступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциям я ми (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в ре­зультате многократного повторения. Привычка — это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Манеры — внешние формы поведения человека, получают, положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей, от простолюдинов. Ее привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относят к светским, другие к повседневным. По отдельности манеры с составляют элементы, или черты, культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом. Этикет — принятая в особых социальных кругах система пр вил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычаи состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого пре писаниям. В роли обычая могут выступать различные обряд праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи — неписаные правила поведения. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиции — элементы социального и культурного наследи передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушеию преемственности в развитии общества и культуры, к утра ценных достижений человечества. Слепое же преклонение пер: традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Ритуал (обряд) — это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные с циальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающи определенные коллективные чувства. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Ритуалы ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила обряда — в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание участниками обрядового действия. Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, предписы-пмых религиозной традицией, составляет специфический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке общества. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать определение и описание человеческой реальности. Миф — общее понятие, обозначающее символическое повествование в религии, в отличие от символического поведения (культ, ритуал) и символических мест или объектов (храмы, иконы). Ми­фы — это специфические описания богов или сверхчеловеческих существ, вовлеченных в необычайные события или обстоятельства, во времена неопределенные, но понимаемые как далеко отстоящие от обыденного человеческого опыта.

Миф представляет собой идею сакрального, изложенную в форме| повествования, воплощающую коллективный опыт и выражаю­щую коллективную совесть. Антропология XIX в. старалась рас­хить происхождение мифов, рассматривая их как ненаучные оъяснения социальных институтов и практик. Согласно Б. Малиновскому, мифы обеспечивали легитимацию существующего общественного устройства. По мнению Р. Петтаццони, мифологическое мышление одновременно характеризуется и логичностью и нелогичностью, и ра­дикальностью и иррациональностью, сочетая в себе в зачатке все все многообразие типов человеческого сознания. Сочетая историческое рассмотрение с психологическим подходом, в равной мере не свя­занным ни с 3. Фрейдом, ни с Юнгом, Р. Петтаццони объяснял возникновение мифа как результат ситуации человеческого существования в конкретном культурно-историческом контексте. Эта ситуация по своей природе всегда полна экзистенциальных пере­киваний. Мифы суть реакция на эти переживания, выраженные | различных формах, мысли и действия в зависимости от конкрет-Ой ситуации. Р. Петтаццони выделяет три стадии культурного а:тития: стадию охоты и собирательства; стадию земледелия, ко-Врая служит преддверием «цивилизации»; более сложные формы 1ЛДИИ земледелия. Каждая из этих стадий имеет свои собствен-и.н', только ей присущие мифы: первая — мифы о животных, вто-iaii — мифы о плодородии, третья — мифы о спасителе.

Рафаэль Петтаццони(1883—1959) — итальянский историк pci гии, профессор кафедры истории религии университета в Риме. В" ледствии был президентом международной ассоциации историков лигии. Основное произведение:«Бог: формирование и развитие м" теизма в истории религий».

Однако для Р. Петтаццони миф — это не просто отражение ложения человека на той или иной стадии конкретной культу Это также и тип мышления. Хотя его содержание может быть с зано с определенным временем и местом, его форма остается е ной на протяжении всей человеческой истории.








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 918;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.