Идеологическое обеспечение реформ в России
Проведение экономическихи политических реформ в России выявило очень много проблем. Сегодняшняя действительность ставит ряд вопросов.
• Является ли необходимым идеологическое обеспечение реформ?
• Возможна ли в России государственная идеология?
• Какая идеология предпочтительнее?
• На какую социальную базу опирается то или иное идеологическое течение в России?
Попытаемся разобраться и ответить на эти вопросы. Начнем с того, что реформы требуют идеологического обеспечения. Идеология дает возможность определить, во имя чего проводятся реформы, каковы их цели и средства. Если идеология находит широкую поддержку у основной массы населения, то реформы пойдут быстрее, если же нет, реформы растянутся на долгие годы. Практика показывает, что в стабильной обстановке господствующая идеология признается подавляющим большинством людей, в то время как в переходные периоды истории обостряется борьба различных идеологических течений. В России сейчас осуществляется переход к демократии и рынку. Этот переход пытаются обосновать представители самых разных идеологических направлений.
Что касается второго вопроса, то на него не может быть однозначного ответа. В условиях тоталитарного общества в бывшем СССР господствовала единая государственная идеология — коммунистическая. После ее крушения в обществе была сделана попытка сформулировать и привить какое-то единое мировоззрение, создать новую государственную идеологию, способную объединить всех людей вокруг определенной системы ценностей, идей и побудить их к более активной деятельности на пути реформ и модернизации страны.
Однако одновременно возник следующий вопрос: какую же идеологию избрать в качестве государственной? В этой связи ученые выдвигают различные точки зрения.
Одни предлагают патриотическую идеологию, обосновывая её национальной сплачивающей идеей, необходимой обществу в период модернизации.
Другие считают, что России нужна идеология либерализма: опора на индивидуализм, минимизация роли государства в экономике, свободный рынок, экономическая и политическая стабилизация. При этом утверждается, что данная идеология уже стала господствующей сегодня.
Третьи полагают, что, хотя марксизм-ленинизм потерпел идейный крах, идеи коммунизма еще долгое время будут жить в народе, и предлагают социалистическую идею (в ее социал-демократическом или коммунистическом варианте), слегка обновленную и применимую к современному процессу реформ, имея в виду в первую очередь социально ориентированную рыночную экономику.
Некоторые пытаются соединить второй и третий варианты и предлагают так называемый социал-либеральный вариант политической идеологии и практики.
Имеются сторонники возрождения страны с помощью христианско-православных идей, возрождения духовности, культуры, традиций России.
Если мы движемся в сторону демократии, то должны помнить, что одним из ее критериев выступает политический и идеологический плюрализм. Поэтому идея создания государственной идеологии представляется утопичной. Необходимо использовать все лучшее из достижений основных политических идеологий современности.
Некоторые предлагают идеологию экономического подъема. С этим можно согласиться, если иметь в виду синтез лучших идей либерализма, консерватизма и социализма, направленных действительно на решительный подъем экономики и повышение материального благосостояния трудящихся. В то же время никогда нельзя забывать о национальных особенностях России, ибо специфику любой форме идеологии придает национальная окраска.
Невозможность создания единой, универсальной государственной идеологии подтверждается и тем, что ни один из представленных вариантов идеологических обоснований реформ не имеет под собой устойчивой социальной базы.
Чисто западный вариант либерализма предполагает опору на средний класс, у нас же этот класс пока составляет не более 10—12% общества, тогда как в США и Великобритании — более 70%.
Консервативную идеологию на Западе поддерживают предприниматели и академическая элита. В России слой национальных предпринимателей, буржуазии слишком узок, да и в самом консерватизме слишком много течений — от монархистов до умеренно правых, которые до конца еще не определились в своих идеологемах.
Социал-демократическую идеологию в западном варианте представляют основные массы трудящихся, интеллигенция, работающая по найму, и другие слои. В нашей стране ее пропагандирует небольшой слой интеллигенции, не имеющий сильного влияния на массы и не имеющий заметных политических лидеров. В итоге по содержанию основные идеи привлекательны, но они активно не пропагандируются и не находят широкой поддержки.
Коммунистический вариант социалистической идеи поддерживают маргинальные слои, пенсионеры, рабочие предприятий, не получающие зарплату, безработные. Основные же массы отвергают этот вариант, как возврат к тоталитарному прошлому. Однако поддержка коммунистического варианта остается весьма существенной. Об этом говорят данные голосования по выборам в Государственную Думу—95 и 99: коммунисты получили большинство голосов вследствие нестабильной социально-экономической ситуации в стране.
Таким образом, логика проведения реформ показывает, что необходимо опираться на лучшие достижения каждого направления в идеологии. В то же время, пока не будут сформированы широкие социальные слои, заинтересованные в реформах, ни одна из идеологий не получит достаточной поддержки и распространения в массах. А для этого нужны реальные успехи реформаторов в экономической, социальной, культурной жизни, повышении материального благосостояния всего народа.
ЛИТЕРАТУРА
для более глубокого изучения темы и отдельных ее вопросов
Власть и политика: институциональные вызовы XXI века: политическая наука: ежегодник 2012 / гл. ред.: А. И. Соловьев. — М.: РОССПЭН, 2012. — 445 с.
Гаджиев, К.С. Политическая наука / К.С. Гаджиев. – М.: Сорос – Международные отношения,1994. – 400 с.
Головань, О.В. Особенности интерпретации феномена «трагическое» в социокультурном контексте российского общества начала XXI века: монография / О.В. Головань. – Барнаул: АлтГТУ, 2007. – 284 с.
Головань, О.В. Социальные и культурные основания политической науки / О.В. Головань. – Барнаул.: АлтГТУ, 2005. – 299 с.
Кравченко, А.И. Политология / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2005. – 448 с.
Пугачев, В.П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 477 с.
Политология: учебник / под ред. Г.В. Полуниной. – М.: Изд. центр «Акалис», 1992. – 347 с.
Политология: учеб. пособие / Н.И. Азаров, Г.С. Андрияш, Т.В. Бакулина и др.; под ред. Б.И. Кретова. – М.: Высшая школа, 2001. – 303 с.
Политология: учеб. пособие / под ред. М.А. Василика. – 4-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Пионер; М.: АСТ, 2002. – 400 с.
Политология: учебник / под ред. В.С. Комаровского. – М.: Проспект, 2002. – 490 с.
Политология: учебник / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Юрайт, 2005. – 692 с.
Политология: электронный учебник/ А.Ю. Мельвиль. – М.: Кнорус, 2010.
Политология: учебник и практикум/ под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2014. – 522 с.
Экономическая политология. Отношения бизнеса с государством и обществом: учеб. пособие/ под ред. А.Д. Богатурова. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 239 с.
Гражданское и политическое в российских общественных практиках: монография/ под ред. С.В. Патрушева. – РОССПЭН, 2013. – 525 с.
Политология для юристов: учебник и практикум/ А.В. Малько. – М.: Юрайт, 2014. – 383 с.
Психология политического восприятия в современной России: монография/ под ред. Е.Б. Шестопал. – РОССПЭН, 2012. – 423 с.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1158;