ЛЕКЦИЯ №1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ». ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Цель изучения дисциплины «Концепции современного естествознания»:
1. Формирование мировоззрения.
2. Обзор естественнонаучной картины мира.
3. Развитие творческих способностей.
4. Противовес сектам.
5. Формирование научного мышления.
Естествознание – совокупность наук о природе.
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности.
Непосредственная цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.
Концепция – определенный способ понимания, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения.
Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – строго научная теория, господствующая в течение определенного исторического периода в научном обществе. Это модель постановки проблем, методов их исследования и решения.
Мировоззрение – система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
Предмет естествознания:
• различные формы движения материи в природе;
• лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи;
• основные формы всякого бытия – пространство и время;
• закономерная связь явлений природы как общего, так и специфического характера.
Цели естествознания:
• находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;
• раскрывать возможности использования на практике познанных законов природы.
Можно сказать, что у естествознания есть ближайшая, или непосредственная, цель – это познание законов природы, а значит, и истины, и конечная цель – содействие практическому использованию этих законов. Таким образом, цели естествознания совпадают с целями самой человеческой деятельности.
Причины, от которых зависит развитие науки
Развитие науки зависит от многих причин, среди которых можно выделить следующие:
• потребности материального производства;
• практические потребности общества;
• экономический строй;
• уровень развития культуры;
• формы общественного сознания;
• достигнутый уровень самой науки.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
На всех этапах развития человеческого познания наблюдается сложная взаимосвязь результатов философских и биологических исследований. Между философией и естествознанием всегда существовала тесная взаимосвязь, которая восходит своими истоками к глубокой древности – античному периоду становления науки.
Первичное знание о мире, накопленное в течение многих столетий первобытно-родового общества, еще не включало в себя ни философии, ни естествознания, а являлось совокупностью эмпирических (от греч. empeiria – опыт) сведений, верований, мифов, устно передававшихся от поколения к поколению. С изобретением письменности и развитием материального производства темпы накопления знаний растут, и это приводит к возникновению науки, содержащей систему сведений и знаний о мире, а затем – к дифференциации наук.
Уже в Древней Греции в V-III вв. до н. э. наряду с философскими концепциями мироздания стали формироваться такие науки, как астрономия, математика (арифметика и геометрия в первую очередь), география, медицина, история.
Накапливались дифференцированные знания о практических сферах деятельности людей, таких как ведение сельского хозяйства, строительство, изготовление предметов быта, искусство военных операций и т.д. Вместе с тем изучались вопросы бытия и познания: • какова сущность мира? • в чем смысл жизни? • познаваем ли мир и каковы законы и методы этого познания?
Первая историческая форма философского знания – натурфилософия, или философия природы, – сыграла значительную роль в становлении биологической науки. Благодаря материалистическому взгляду на природу, позволившему обобщить результаты человеческой практики, натурфилософия представляла собой целостное учение об окружающем мире, едином в своей сущности.
Древние философы (китайские, индийские, греческие) рассматривали в качестве материи какое-нибудь чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего сущего в мире. Сутью такого подхода явился поиск основы (субстанции) мира.
Субстрат – общая материальная основа всех процессов и явлений.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 881;