И праздность пен на гребнях океана.
Мощные по звучанию темы неожиданно соседствуют в ее поэзии с сиюминутными наблюдениями и сопряжены с удивительной простотой языка. Ей не свойственно широкое использование метафор, усложненных поэтических конструкций, экспериментов с ритмом стиха. И, тем не менее, ее поэтическое творчество оказало интенсивное эстетическое воздействие на последующее развитие поэзии.
Роман «Грозой перевал» (1847) совершенно уникален в английской литературе. В нем ощущается влияние Дефо, Ричардсона, В. Скотта, Шелли. С одной стороны роман продолжает реалистические традиции английской литературы. Но для нее не свойственны тенденции бытописательства и морализаторство. Для Э. Бронте характерно философское мышление и яркое поэтическое воображение. Мир, возникший в ее прозе, это не воплощение гармонии, а поле жестокой битвы.
Композиционно роман построен мастерски. Судьба главных героев известна, но повествование насыщено динамикой, борьбой характеров, все это позволяет сохранять внутреннюю напряженность. Главные действующие лица не только говорят сами за себя, но и представлены через восприятие других персонажей.
Сложная композиция позволяет держать читателя в постоянном напряжении. История отношений Хитклифа и Кэти Эршно передана автором двум рассказчикам. Локвуд сдержанный, воспитанный человек, это накладывает отпечаток на характер его впечатлений. Второй рассказчик – Нелли Дин, служанка, доверенное лицо, моралистка. Ее восприятие событий несет на себе печать определенного социального положения. Использование двух рассказчиков позволило Эмилии Бронте создать двойной фокус повествования и дополнительно драматизировать его. Хитклиф и Кэти Эршно с детства очень дружны, они были счастливы, бегая по цветущей вересковой пустоши, она казалась им раем. Позже их любовь столкнулась с моральными и социальными правилами, жестоко продиктованными обществом. Кэти выходит замуж за Эдгара Линтона. Потрясенный Хитклиф становится воплощением мести. Он превращает в жертв всех, кто лишил его права на счастье и любовь. Тема неистовой любви переплетается с темой униженных и оскорбленных.
Кэти – яркая и сильная личность, она понимает, что ее брак с Эдгаром внутренне не состоятелен. Она понимает, что истинной была ее любовь к Хитклифу. Пережитые ею эмоции истощают ее и приводят к быстрой смерти. Кэти говорит, что ее душа и душа Хитклифа – одно целое, а душа Линтона «так отлична от наших, как лунный луч от молнии или иней от огня». Символичны имена героев. Хитклиф означает «утес, поросший вереском». Кэти – производное от Катерины, причисленной за страдания к лику святых.
Все герои романа очень одиноки. В момент кризиса они не ждут помощи или понимания, со стороны тех, кого они любят. Они не склонны к христианскому смирению. Герои бесстрашны, естественны в своем поведении. В их любви-страсти есть что-то языческое, дикое и прекрасное.
Любовь лишена гармонии, ее нет и в окружающем мире. Эмилию Бронте не интересует тема спокойного и безмятежного счастья. Она отдает предпочтение крупным, эмоционально насыщенным сценам. Каждая из них демонстрирует кризис человеческой души.
Трагизм в «Грозовом перевале» связан не с темой гибели героев, как в «Ромео и Джульетте» Шекспира. Трагизм романа заключается в разрушении гармонии внутри человека. Сцена смерти возлюбленной, исповедь Хитклифа – величайшие моменты их жизни. В кульминации Э. Бронте достигает трагизма, достойного Шекспира. «Добро» и «зло» получило в «Грозовом перевале» совершенно противоположное общепринятым законам оценку, тем самым шокировало современников. Автор «Грозового перевала» показала, какой ад творится за стенами «дома-крепости», сколько скрыто за ним жестокости и лицемерия. Тему блестяще развил С. Батлер, сын священника, рассказавший миру о ханжеском мирке благопристойных Понтефексов.
На рубеже 19-20 вв. поднимается новая волна интереса к творчеству Э. Бронте. О.Уайльда привлекали эстетизация страдания, элементы мистицизма, подчеркнутый индивидуализм. Восторженно отзывались о ней и модернисты, В. Вульф увидела в «Грозовом перевале» «титанический замысел», «высокое парение». С. Моэм считал, что «Грозовой перевал» входит в десятку лучших романов в мире.
Современники не сразу осознали своеобразие и величие романа Э. Бронте, первую рецензию на роман она прочитала с иронической усмешкой. На тот момент она была тяжело больным человеком. Эмилия умерла в возрасте 30 лет от туберкулеза.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 695;