Шарлотта Бронте (1816-1855).
Первый роман Ш. Бронте «Учитель» (1846) – автобиографичен. Уже в этом романе формируется стиль Шарлотты, характерные мотивы и темы, герои, принадлежащие определенному социальному слою. Главный герой Уильям Кримсоурт сочетает высокую образованность (он закончил Итон), воспитанность, утонченность со скромной, неброской внешностью.
Второй роман «Джейн Эйр» (опубликован в октябре 1847 г.) принес ей небывалый успех. Теккерей дал роману высокую оценку. Теккерей отбросив все дела провел с книгой весь день, он был поражен своеобразием художественного метода, «соединением чистого чувства с исповедальной искренностью».
Прототипом Рочестера считают месье Эгера – первую любовь Шарлотты. Он был преподавателем пансиона в Бельгии. Это был очень умный человек. Он был женат и не ответил ей взаимностью. Джейн – это сама Шарлотта.
Критики говорят, что Шарлотта плохой стилист, созданные ею характеры статичны. Но роман завораживает правдой чувств. Роман написан от 1-го лица. Жизнь главной героини описывается в хронологическом порядке: детство в доме тетки «из милости», приют Локвуда, гувернерство в богатом доме.
Джейн Эйр – благородная, гордая личность. Она пытается свободно распоряжаться собственной судьбой. История любви некрасивой героини и демонически прекрасного Рочестера имеет счастливый конец (идиллическая сцена счастья – рождение первенца мальчика!). В «Джейн Эйр» Шарлотта воплотила свое представление о современной женщине, которая способна быть достойной поддержкой мужчине.
Движение прозы осуществляется через многочисленные диалоги. По свидетельству первого биографа Элизабет Гаскелл, Ш. Бронте тщательно работала над текстом, никогда не записывала предложение, пока окончательно его не осознала. Каждый из диалогов имеет специфическую окраску: самоутверждение, страстная исповедь, печальное предчувствие, философски окрашенный спор о мире, человеке, вопросах нравственности. Это является новаторским приемом, прорывом в последующей эволюции жанровой природы романа на пути к роману идей, психологического, интеллектуального романа. Шарлоте Бронте удалось постичь глубинные пласты национального характера, показать эгоизм, жестокость, склонность к амбициям. Она использует новые методы психологического анализа, которые лягут в основу реалистического письма.
Помимо темы женского равноправия Шарлотта ставит много других социальных вопросов. Остро звучит тема социального неравенства, тяжелого положения батраков. В романтический на первый взгляд роман входит реалистическая тема униженных и оскорбленных. Романтическая и реалистическая эстетика переплетаются в романе, придавая ему неповторимый характер. Роман распадается на 2 части. В первой рассматривается личность в соотнесении с ее душевным миром, вопросы нравственности, женского равноправия. Во второй, повествующей о скитаниях Джейн Эйр, также поставлены актуальные проблемы. Более остро звучит тема социального неравенства, тяжелого положения батраков, чьих детей учит Джейн Эйр в деревенской школе.
На протяжении XX века были созданы многочисленные теле- и кинопостановки по роману. Но ни одна из них не достигла уровня оригинала. Причина этих неуспехов кроется в несколько поверхностном отношении к художественному замыслу.
Роман «Ширли» (1849). В этом романе Бронте ищет новые формы изображения жизни и человека на фоне исторических катаклизмов. Обращаясь к читателю, автор уже на первых страницах обещает утрату иллюзий.
Роман «Городок» (1853) по жанровой структуре роман воспитания, отмечен новизной и оригинальностью. Бальзаковская тема денег пронизывает весь роман. Именно деньги являются тайным механизмом общественного бытия, а личное благородство, душевная чистота стоят совсем недорого. Усиливается в романе сомнение в религии как средстве разрешения общественных проблем.
В июне 1854 г. Шарлотта выходит замуж за священника, помощника ее отца Артура Белла Николса. 4 раза он делал ей предложение руки и сердца и получал отказ. Она не хотела связывать себя узами брака, лишать себя права на самостоятельную мысль, свободу творчества и быть всего лишь женой священника. Их брак был счастливым, но недолгим. Однажды Артур Николс пригласил ее на прогулку в живописное местечко. На обратном пути они попали под проливной дождь, она простыла. Ослабленный беременностью организм не мог справиться с вспышкой семейной болезни - туберкулезом. Вскоре, в 1855 г., она умирает.
Эмилия Бронте (1818-1848)
Эмилия была самой загадочной из сестер. Как и остальные сестры, она начала с 17 лет работать гувернанткой в школе. Работавшая с ней Шарлотта писала: «Тяжелый труд с шести утра и до одиннадцати вечера с одним перерывом в полчаса для упражнений. Это рабство! Боюсь, что она не сможет все это выдержать».
Самым мучительным было отсутствие свободы, времени для творчества, ностальгия по дому.
В первом сборнике, изданном сестрами Бронте, рецензент особо отметил стихотворения Эмилии. В них отразилась характерная черта романтического мироощущения: мысли и чувства сливаются в них воедино. Проявления красоты она искала в окружающем пейзаже, в высоких движениях души, в борьбе за свободу личности. Мысли Эмилии о жизни, смерти, бессмертии, природе божественного имели особую глубину и проникновенность. Это позволило поздним критикам ее творчества сравнивать Эмилию Бронте с Шекспиром.
Бывают веры – пыль,
Стоячая вода самообмана,
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 915;