Отец Горио» (1834).

В 1832 г. до возникновения замысла «Человеческой комедии» Бальзак делает запись в альбоме: «Сюжет «Отца Горио» - славный человек – семейный пансион – 600 франков ренты, - лишивший себя всего ради дочерей, из которых каждая имеет по 50 000 франков ренты, умирающий как собака». В первоначальном наброске предполагалось повествование об одном герое. В работе над романом Бальзак обрамляет историю Горио множеством дополнительных линий. Среди них первой появляется сюжетная линия Эжена Растиньяка, парижского студента, связанного с с Горио пребыванием в пансионе мадам Воке. Именно в восприятии Эжена представлена трагедия Горио. Сам Горио не в состоянии до конца осмыслить все происходящее с ним. «Без пытливых наблюдений Растиньяка, и без его способности проникать в парижские салоны повесть утратила бы те верные тона, которыми она обязана, конечно, Растиньяку, - его прозорливому уму и его стремлению разгадать тайны одной ужасающей судьбы, как ни старались их скрыть и сами виновники ее, и ее жертва» - писал автор.

 

С отцом Горио связаны истории жизни его дочерей – Анастази, ставшей женою дворянина де Ресто, и Дельфины – вышедшей замуж за банкира Нюсинжена. С Растиньяком в роман входят новые сюжетные линии:

- виконтессы де Босеан (она открывает перед юным провинциалом двери аристократического предместья Парижа, жестокость законов, по которым оно живет);

- каторжника Вотрена (который по-своему продолжает обучение Растиньяка, искушая его перспективой быстрого обогащения путем преступления, совершенного чужой рукой);

- студента-медика Бьяншона (который отвергает философию имморализма. Бьяншон один из немногих положительных героев «Человеческой комедии»);

- Викторины Тайфер (которая принесла бы Растиньяку миллионное состояние, если бы после насильственной смерти брата стала единственной наследницей банкира Тайфера).

Таким образом, образуется целая система персонажей, прямо или косвенно связанных с Горио. Во всех предшествовавших произведениях второстепенные персонажи были охарактеризованы Бальзаком поверхностно. В «Отце Горио» каждый из героев имеет свою историю, полнота или краткость которой зависят от роли, отведенной ему в сюжете романа. Если жизненный путь Горио находит здесь трагическое завершение, то истории всех остальных персонажей остаются принципиально незавершенными. Автор предполагал возвращение этих персонажей в другие произведения «Человеческой комедии».

Из последующих произведений «Человеческой комедии» («Утраченный иллюзии», «Банковский дом Нюсинжена», «Блеск и нищета куртизанок», «Комедианты неведомо для себя», «Депутат от Дарси») читатель узнает, что Растиньяк в конце концов добьется много: станет миллионером, женится на дочери своей любовницы, приобщится на правах родственника к бесчестно нажитым доходам Нюсинжена, получит титул пэра Франции, войдет как министр в буржуазное правительство Июльской монархии. Это будет добыто героем ценой утраченных иллюзий юности и потерей лучших качеств его личности.

Чувство отцовства у Горио переходит в страсть, она и делает его жерствой этого чувства. Страсть – разрушительна. Студент Бьяншон считает, что в черепе Горио только один бугор – отцовства; Вотрен замечает: «Вне своей страсти… он тупое животное. А наведите-ка его на эту тему, и его лицо заиграет как алмаз». Горио для Бальзака – «Христос отцовства»: «Отец Горио походит на собаку убийцы, которая лижет обагренную руку своего хозяина; он не рассуждает, не судит – он любит. Отец Горио, по его собственному признанию, охотно бы чистил бы сапоги Растиньяку, лишь бы приблизиться к своей дочери. Готовый ограбить банк, когда у его дочерей не достает денег, как может он не приходить в ярость против своих зятьев, которые не дали им счастья?.. Оглянитель вокруг: сколько отцов Горио в юбке увидите вы, если захотите быть искренными!».

Своей историей о Горио Бальзак внес лепту в вечную тему искусства – тему попранного отцовства. Парижская драма во многом схлжа с драмой короля Лира. Трагедия Горио и исторична, и вечна. Она исторична потому, что буржуазна: отец покупал любовь своих дочерей. Общий закон купли-продажи извращает самые чистые движения сердца. Тяжело больной отец хранит тысячефранковую купюру, чтобы отдать ее Нази за ласки. «Завтра Нази поцелует меня, как целует своего ребенка, и ее ласки вылечат меня. Все равно: разве я не истратил бы тысячу франков у аптекаря? Лучше дать их своей целительнице, Нази». Обитатели пансиона долгое время считали, что папаша Горио проматывал свое состояние на любовниц. Дочери же бросают одинокого отца в болезни, т.к. у него нет уже ни денег, ни ренты. Бальзак показывает, что случившееся с Горио не вопиющий случай, а норма современного общества. Герцогиня де Ланже говорит Растиньяку: «Конечно, все это кажется ужасным, но такие случаи наблюдались каждый день… Разве подобная трагедия не разыгрывается перед нашими глазами? Тут сноха непозволительно дерзка со свекром, хотя он всем пожертвовал своему сыну. Там зять выгнал тещу из дома. И еще спрашивают, что драматично в нашем обществе». История семейства Тайфер еще одно подтверждение всеобщности происходящих в буржуазной семье драм. Банкир Тайфер отказывается от своей дочери Викторины, чтобы передать наследство сыну. Викторина, обреченная на голод и нищету, сохраняет свое дочернее чувство к отцу. Денежный расчет играет роль в назревающей драме в семье графа де Ресто. Буржуазный брак – обычная денежная сделка, в которой стороны преследуют свои интересы.

Трагедия отца исторически конкретна: это трагедия «тестя образца 93-го года», тогда граф де Ресто женился на богатой Анастази Горио. Реставрация возвращает прежние ценности, теперь зять и дочь стыдятся Горио. Анастази де Ресто отказывается принимать Эжена Растиньяка за то, что он упомянул о папаше Горио, бывшем вермишельщике.

«Жизнь в Париже – непрерывная битва» заключительная мысль «Отца Горио». Для изображения этой битвы Бальзак должен был пересмотреть поэтику традиционного романа, основанного на принципах хроникальной линейной композиции. В «Отце Горио» предложен новый тип романного действия с ярко выраженным драматургическим началом. Эта структурная особенность станет важнейшей приметой нового типа романа, который ввел в литературу Бальзак. Роман начинается с характерной для Бальзака-романиста, обширной экспозиции. В ней подробно описано главное место действия – пансион Воке, его расположение, внутреннее устройство, обстановка комнат, где обычно встречаются пансионеры. Дается подробная характеристика хозяйки дома, ее прислуги, постояльцев. Действие течет медленно, бессобытийно, каждый погружен в свои заботы. По мере прояснения характеров и судеб разрозненные линии романа сближаются, образуя единое действие. После развернутой экспозиции события набирают стремительный темп: коллизия преобразуется в конфликт. Конфликт обнажает непримиримые противоречия, катастрофа становится неизбежной. Она наступает почти одновременно для всех действующих лиц. Разоблачен и схвачен полицией Вотрен, который только что с помощью наемного убийцы устроил судьбу Викторины Тайфер. Навсегда покидает свет виконтесса де Босеан, окончательно убедившаяся в предательстве своего возлюбленного. Анастази де Ресто разорена и брошена великосветским щеголем Максимом де Трай. Умирает покинутый дочерьми отец Горио. Пустеет пансион г-жи Воке, лишившейся почти сразу почти всех постояльцев. Завершает роман финальная реплика Растиньяка, словно обещающая продолжения начатой писателем «Человеческой комедии».

В феврале 1835 г. в журнале «Ревю де Пари» роман полностью опубликован. Успех превзошел все ожидания. Бальзак писал: ««Отец Горио» производит фурор. Еще ни одно из моих произведений так не расхватывалось». Вслед за журнальной публикацией появляется 2 отдельных издания романа. В этом же году роман инсценируется для постановки в парижских театрах. Но, несмотря на успех у читателей, серьезная критика обходит роман стороной. Бульварная критика публикует издевательские статьи об авторе «Отца Горио». В предисловии к третьему изданию Бальзак с горечью писал: «Автор отлично знал, что отцу Горио суждено страдать в его литературной жизни, подобно тому как он страдал в жизни реальной». Но Бальзак не отступает от своего замысла, он продолжает работать над «Человеческой комедией». В 1836 г. появляются новеллы «Обедня безбожника», «Дело об опеке», «Фачино Кане», роман «Лилия в долине», повесть «Старая дева».

 

Тема: Творчество Гюстава Флобера (1821-1880)

Родился в Руане в семье врача. В 1840 г. после окончания лицея едет в Париж изучать право, но вскоре тяжело заболевает и оставляет учебу. После смерти отца селится в небольшом родительском имении недалеко от Руана – Круассе. Здесь он проживет до конца жизни, выезжая в Париж, где встречается с друзьями и соратниками: Т. Готье, Ги де Мопассаном, Э. Гонкуром, Э. Золя, Тургеневым. Он много путешествует, был в Испании, Италии, на Корсике, Греции, Египте, Малой Азии, в период работы над романом «Саламбо» ездил на место древнего Карфагена в Алжир и Тунис.

Творчество Флобера связующее звено между бальзаковским периодом реализмом и этапом так называемого «натурализма», представленного во второй половине XIX в. Э. Золя и его школой.

Уже в детстве проявляется особенность мировосприятия Флобера, которая впоследствии определит пафос и направленность всего творчества. Вспоминая о ранних годах, Флобер напишет: «Какая ненависть ко всякой пошлости! Какие порывы ко всему высокому!» В зрелые годы он скажет: «Две вещи поддерживают меня – любовь к Литературе и ненависть к Буржуа». Неистребимая, усиливающаяся с годами ненависть к пошлости, общественной и частной жизни буржуа, социальный скептицизм писателя объясняются особенностями времени, в котором он жил. Сам Флобер воспринимал свое время как некий переход. «Мы с тобой явились на свет слишком рано и в то же время слишком поздно. Нашим делом будет самое трудное и наименее славное: переход» - напишет он в 1850 г. своему другу поэту Л. Буйе. Флоберовский пессимизм усугубляет закономерный финал этого перехода: крушение Луи Бонапарта, поражение во франко-прусской войне (1870), Парижская коммуна, утверждение Третьей республики.

Свою главную цель Флобер видит в том, чтобы защитить интересы духа, оградить литературу от тлетворного влияния буржуазии. Его образ «башни из слоновой кости», возвышающей художника над хозяевами жизни – буржуа, стал хрестоматийным: «Закроем дверь, поднимемся на самый верх нашей башни из слоновой кости, на самую последнюю ступеньку, поближе к небу. Там порой холодновато… зато звезды светят ярче и не слышишь дураков».

Но желанное затворничество Флоберу не удается: «гвозди сапог тянут обратно к земле». Флобер-реалист отказывается втянутым в решение злободневных проблем современности. Ранние произведения Флобера (1835-1849) написаны в русле старой романтической школы (он позднее напишет Ж. Санд: «Мы были красными романтиками, нелепыми в полном смысле слова»). Самые первые сочинения несут в себе следы влияния «неистовой» литературы с ее поэтизацией архаического бунта против законов и морали общества (см. исторические новелл: «Смерть Маргариты Бургундской», «Чума во Флоренции», «Два претендента на корону»). Повести «Записки безумца» (1838), «Ноябрь» (1842) автобиографичны, ориентированы на лирическую романтическую прозу. Это вариант исповеди молодого человека, едва начавшего жить, но уже пресытившегося жизнью, разочаровавшегося в людях, тоскующего по неясному и недосягаемому идеалу.

Символическая философская драма «Искушение святого Антония» (1849) проникнут духом безнадежного пессимизма. Драма отражает восприятие Флобером современности – событий 1848 г.

 








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1170;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.