Концепция пейзажа как репрезентанта природного лика Абсолютного начала во французской живописи
В XIX в. в искусстве Западной Европы приоритетной жанровой областью, в которой получили развитие новые живописные тенденции, стал
Лекция 125. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж французской барбизонской школы
пейзаж. Пейзаж, ранее являвшийся частью исторических картин, получает самостоятельную роль. Такую тенденцию развития можно наблюдать не только в пейзажном искусстве в целом, но и во внутреннем творческом процессе в биографии многих авторов-пейзажистов XIX в.: Уильям Тернер, Камиль Коро. И следует учитывать, что концепция пейзажа как репрезентанта Абсолюта в аспекте живой природы, является объединяющей для всех этапов развития пейзажа. Более того, происхождение пейзажа из жанра исторической картины, связанной с событиями мифологическими, событиями священной истории, является доказательством использования природных элементов как знаков божественного мира. Т.е. неправильно думать, что при постепенном высвобождении пейзажа из исторической живописи и обособлении в качестве самостоятельного жанра, пейзаж потерял свое величественное содержание. Концентрация внимания художников непосредственно на пейзаже и нивелирование событий, связанных с антропоморфными персонажами, означает понимание изображения естественных природных форм в качестве наиболее высветленного, кристаллизованного пространства явления сущности.
Существенным отличием пейзажа XIX в. от тех пейзажных концепций, которые до этого развивались в искусстве Европы, является развитие принципов реалистического пейзажа. Реалистический пейзаж показывает сущность определенной конкретикой единичных характеристик изображенного. Сущность полагает способной к явлению в каждом из элементов и событий повседневности, посредством этого возводимой до качества Бытия. Если в концепции идеалистического пейзажа в изображении природы важна была ориентация на качество всеобщего, то реалистический пейзаж полагает значимым воспроизведение особенностей действительных природных элементов. В своей основе такая концепция безусловно пантеистична, и за приемом изображения конкретных природных мест стоит понимание близости божественного, разлитого в каждой поре вещества окружающего нас природного мира. Важной тенденцией является освобождение пейзажных картин от изображения человеческой фигуры, либо использование различных: как сюжетных, так и живописных приемов растворения фигуры в природном пространстве. В противовес той концепции, которая формировалась в классицизме XIX в., человеческое тело, человеческая природа не выступает в качестве эталонного вместилища божественного содержания. В том случае, когда человек вводится в качестве персонажа, эти герои содержат просветительскую программу необходимого очищения, изменения всякого зрителя, задают эталонную модель нивелирования собственного «я», отрывающего человека от божественного замысла, уводящего в пространство греховности. Возделывание земли, вслушивание в природу, близость природе - вот характеристика действий, совершаемых теми редкими человеческими персонажами, которые вводятся авторами. В большинстве же случаев человеческая фигура отсутствует. Это означает, что визуальное понятие произведений сконцентрировано на
Лекция 125. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж французской барбизонской школы
явлении самой сути божественной природы, и в отношение вступают земля и небеса как тотальности, не связанные с суетностью человеческого естества.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 861;