Периоды Асука и Нара. Буддизм в японском искусстве

Периоды Асука (552—645) и Нара (645—794) ознаменованы вступле­нием Японии в эпоху феодализма и созданием государства с сильной цент­рализованной властью, укреплению которой способствовал распространив­шийся из Китая через Корею буддизм. Введение буддизма содействовало расширению контактов со странами Азии. В искусство Японии с VI в. вошли формы и образы буддийской архитектуры и пластики. Храмы, пагоды, мо­настыри, типы которых сформировались в Китае и Корее, первоначально отличались от своих предшественников более скромными размерами.

Особенности японского раннефеодального деревянного буддийского зодчества ясно видны в архитектуре монастыря Хорюдзи, основанного в нач. VII в. близ современного города Нара. Живописно распланированный в коль­це зелени и ограде невысоких стен ансамбль культовых зданий с возвышающимися посреди центральной прямоугольной площади главными святынями — пятиярусной, плавно устремленной вверх пагодой и "Золотым залом" — Кондо с двухъярусной крышей — соединял непривычную для воспитанной на строгих формах синтоистских святилищ японского художественного сознания яркую праздничность внешнего оформления (мраморные платформы, краснолаковые колонны, серо-голубые изогнутые черепичные кровли) с праздничностью торжественного внутреннего убранства.

Образно богаче и сложнее древней была и раннесредневековая скульптура, предназначенная для алтарей деревянных буддийских храмов

_______________________ Лекция 39. Искусство Японии (4 часа лекции)_________________________

(пещерное зодчество в Японии не получило развития). Привезенная с континента или выполненная на месте по китайским и корейским образцам, она отличалась декоративной изощренностью форм и цвета. Выполненные из бронзы или покрытого золотыми пластинами твердого дерева статуи буддийских божеств излучали мягкое сияние в полумраке храма. Созданные в VII в. под воздействием раннесредневековой китайской пластики первые японские изображения Будды и бодхисатв характеризуются самопогруженностыо образов, фронтальностью и скованностью поз, удлиненностью пропорций, простотой и геометрической строгостью линий.

В VIII в. с утверждением единого централизованного феодального государства развернулось строительство первой стабильной японской столицы Хэйдзё (Нара). Возведенный по китайскому образцу город имел прямоугольный план, ориентированный по сторонам света и разделенный главной магистралью на западную и восточную части, регулярно прорезанные улицами на кварталы — "те". В ансамбле столицы наряду с комплексом императорского дворца важнейшее место заняли буддийские монастыри, архитектура которых к этому времени достигала особой торжественности и мощи. Главной святыней города был воздвигнутый в 743­752 гг. монастырский комплекс Тодайдзи — "Великий храм Востока", вместивший огромный (50 м в высоту и 90 м в длину) храм Дайбуцудэн — "Зал Великого Будды" с 16-метровой бронзовой статуей Ваирочаны (Русяна). К монастырю вела прорубленная в лесной чаще аллея, завершенная центральными "Южными воротами" — Нандаймон; вход в храм фланкировали две стометровой высоты деревянные пагоды. В четкой симметрии плана Тодайдзи, в больших масштабах храмовой площади, в торжественной праздничности конструкций и цветового оформления его зданий выразился величавый пафос идеалов эпохи.

В VIII в. с укрупнением храмов, расширением их интерьеров изменился и характер буддийской пластики. Статуи высших божеств, утратив аскетиче­скую скованность и застылость, обрели пластическую округленность форм и большую свободу в передаче движения. Тяготение к гигантским масштабам объясняется изменившимся представлением о Будде, который раньше отождествлялся с монахом-праведником, а теперь приравнивался к солнцу, центру вселенной. Монументальный стиль скульптуры периода Нара пре­дельно выявлен в упомянутой огромной и торжественной статуе светозарно­го космического Будды-Русина монастыря Тодайдзи. Важное место в скульптурном убранстве храмов заняли выполненные из глины и ярко рас­крашенные экспрессивные изображения полубогов — защитников входа в святилище, царей—охранителей стран света. Поиски острой характерности проявились и в рельефах на темы событий из жизни Будды-Шакьямуни. На­пример, в рельефе, вмонтированном в пьедестал пагоды монастыря Хорюдзи, изображающем сцену нирваны, выразительно передано экзальтированное отчаяние монахов, оплакивающих усопшего Будду.

_______________________ Лекция 39. Искусство Японии (4 часа лекции)_________________________

Период Хэйан. Особенности планировки горных монастырей

Длительный и сложный период Хэйан (794—1185), названный (так же как Асука и Нара) по имени новой столицы — Хэйан-кё (ныне Киото), вошел в историю страны как время ослабления связей с континентом и расцвета самобытной японской культуры, что проявилось в развитии японской письменности, становлении национальных жанров повести, романа, лирического пятистишия — танка. Поэтическое восприятие мира пронизало все виды творчества эпохи Хэйан, видоизменило стиль средневекового японского зодчества, определило особенности буддийской пластики.

В IX-X вв. с распространением сект эзотерического буддизма Тэндай и Сингон особое значение приобрело строительство расположенных среди леса горных монастырей. Симметрию и анфиладность планировки ансамблей периода Нара сменили живописность и естественность включения зданий в окружающий ландшафт, взаимодействие развернутых в пространстве архи­тектурных и природных форм. Художественная выразительность монастырей (например, Конгобудзи близ Хэйана, 816) строилась на смене картин живой природы.

В планировке дворцов и городских усадеб периода Хэйан ярко прояви­лись черты средневекового бытового уклада и вкусов местной аристократии. Для хэйанского императорского дворца характерно выделение главного це­ремониального зала типа синдэн, возведенного по древней японской тради­ции на сваях, покрытого толстой крышей из темной коры и обрамленного с двух сторон галереями. Лишенное перегородок внутреннее пространство воспринималось как единое целое. Главную площадь ансамбля в южной ча­сти завершал пейзажный сад с озерами, островами, мостами и скалами. С этого времени сад при доме стал характерным признаком японской архитек­туры.

В XI-XII вв. синдэн обогатил новыми чертами стиль буддийских храмов. С широким развитием учения о западном рае — сукхавати по всей стране началось сооружение небольших, нарядных, воспроизводящих образ прекрасного райского дворца храмов с озерно-островным садом перед фасадом. Одним из самых изысканных был Храм Феникса в ансамбле монастыря Бёдоип, перестроенный в сер. XI в. из дворцового здания. Изысканность убранства, естественная красота озера с островками и ок­ружающего парка отличают его от торжественной строгости нарского зодчества. Мистические ритуалы сект Тэндай и Сингон, в которых буддийские представления сплелись с индуистскими и синтоистскими, вызвали бурное развитие японской пластики. В алтарные композиции вошли образы божеств, духов, демонов-охранителей, нередко многоголовых и многоруких, отождествлявшихся с изобилием, щедростью и жестокостью природы. Впервые пластическое выражение получили образы древнеяпонских божеств, близкие к канонизированным портретам патриархов и одновременно наделенные чертами облика светских персонажей. Излюбленными материалами скульпторов стали дерево и сухой

_______________________ Лекция 39. Искусство Японии (4 часа лекции)_________________________

лак. Статуи многоликих и многоруких божеств составляли из отдельных брусков, приращенных к основному объему. Лак в сыром виде наносили на ткань или кожу, натянутые на деревянную или глиняную модель. После высыхания лака основа вынималась, оставшаяся твердая и прочная лаковая оболочка раскрашивалась в яркие цвета.

Непременной принадлежностью пышных ритуалов и храмовых мисте­рий были и монументальные гротесковые маски, закрывавшие лицо или всю голову, а также написанные красками иконы — мандала.

Эстетические взгляды времени ярче всего выявились в придворной жи­вописи Ямато-э, сложившейся к XI-XII вв., в пору расцвета утонченной столичной культуры Хэйана. Живописцы оформляли быт хэйанской знати, расписывали ширмы, веера, украшали буддийские сутры, почтовую бумагу, а главное — иллюстрировали литературные произведения: романы, дневники, эссе, путевые заметки. Отличающее эпоху поэтическое мировосприятие с особой остротой воплотилось в иллюстрациях романа писательницы Мурасаки Сикибу Тэндзи-моногатари" ("Повесть о принце Гэндзи"). Созданные в XII в., спустя сто лет после написания романа, горизонтальные свитки — эмакимоно дали свое осмысление текста. Следуя за главами, они включили множество сцен, посвященных жизни и взглядам японской знати. Для художника — Фудзивара Такаёси — важным было не столько развитие сюжета, сколько выявление душевного состояния героев, атмосферы печали, навеянной буддийской идеей о бренности мира; он как бы проникал взглядом вглубь дворцовых покоев, чему способствовала ставшая характерной для японской средневековой живописи композиция с высокой точкой зрения, получившая наименование "снятой крыши".

Расцвет декоративного искусства в VIII-IX вв. большей частью был связан с оформлением буддийских храмов, изготовлением храмовых балдахинов, курильниц, фонарей. Стиль керамических и лаковых изделий, узоров тканей в период Нара во многом диктовала скульптура с ее монументальностью, уравновешенностью, четкостью ритмов. Произведения XI-XII вв. отражают вкусы хэйанской аристократии, усложнение духовных потребностей образованных людей. Изысканной красотой отличаются все детали сложной придворной одежды, тщательно оформленная, тисненая, присыпанная золотой и серебряной фольгой бумага для записи сутр, переписки стихов, ярко окрашенные, инкрустированные перламутром гладкие лаковые чаши, шкатулки, сундуки, столики, которые высвечивались драгоценным блеском в полумраке японских комнат.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2197;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.